Есть у меня один знакомый, Петя – добрый, работящий парень. Лет 10 назад Петя женился, и купили они с женой сначала «однушку-хрущевку». После рождения ребенка переехали в ипотечную «двушку». Пять лет назад у них родился второй ребенок, и они с помощью материнского капитала выплатили весь ипотечный кредит.
У Пети хорошая зарплата, жена вышла из декрета, в семье стали появляться свободные деньги. Ребята задумались об улучшении жилищных условий и решили переехать в «трешку».
Достаточно быстро нашли неплохой вариант – большая трехкомнатная квартира в недавно построенном доме, хороший район – рядом детский сад, школа и до работы близко. Стоимость квартиры 5 миллионов. С учетом примерной цены за их «двушку» 3 миллиона и наличия миллиона рублей на счету в банке – вполне подъемный для семейного дохода вариант. Месячная выплата за кредит получалась около 20 000 рублей в течение пяти лет. Оставалось взять жилищный кредит и оформить все необходимые бумаги.
Петя пошел в агентство недвижимости, но там запросили за оформление документов купли/продажи один процент от суммарной стоимости квартир. 80 тысяч рублей за оформление нескольких бумажек? …!!!. Да это выплаты по кредиту за 4 месяца! Петя на такое пойти не мог и решил все оформить самостоятельно.
Продажа «двушки» немного затянулась, покупатели оформляли продажу своей недвижимости и ждали одобрения на банковский кредит. Продавцы «трешки», наоборот, торопили. На их квартиру в любой момент мог появиться другой покупатель. Петя стал действовать решительно – первичный взнос у него был, взял на оставшуюся сумму банковский кредит 4 миллиона и оформил покупку трехкомнатной квартиры.
На самом деле, не только задержка с продажей «двушки» повлияла на решение Пети сначала купить «трешку», а потом продавать «двушку». Было желание сделать в новой квартире ремонт до переезда туда семьи. Но даже не в этом основная причина – была надежда, что к моменту продажи старой квартиры цены на недвижимость поднимутся.
Прошло несколько месяцев, наступил момент продажи «двушки». И тут выяснился очень неприятный момент – при реализации материнского капитала, права собственности на ипотечную квартиру были переоформлены на всех членов семьи, включая несовершеннолетних детей, в равных долях.
В соответствии со статьями Гражданского и Семейного кодекса и Кодекса об опеке, для продажи такой собственности необходимо разрешение органа опеки и попечительства. А органы опеки дают разрешение только в двух случаях. Первый вариант: приобретение недвижимости, в которой дети будут наделены долями жилплощади не меньшими, чем имеют в данный момент. При этом деньги должны уйти именно на приобретение недвижимости, а не на погашение кредита за ранее приобретенное жилье. Второй вариант: продажа с обязательным переводом средств, полученных за долю несовершеннолетних, на их банковские счета, с которых деньги могут быть сняты после достижения 18 лет, или на приобретение другого жилья с одобрения органов опеки.
Петя «попал». Семья находится в полном финансовом провале, выплата банковского кредита (80 000 рублей в месяц) и оплата коммунальных услуг двух квартир съедает весь семейный заработок. Сейчас Петя работает с юристами, пытается найти выход из создавшегося положения. Наиболее перспективными представляются два варианта – продать «трешку» и забыть все, как страшный сон, потеряв при этом существенную сумму, или продать «двушку», потратить долю взрослых на возврат части кредита. А уже через пару лет искать варианты покупки другой квартиры с использованием заблокированных на банковском счете «детских» денег.
Выбор за Петей. Трудный выбор.