Найти тему
Кирик Аношин

Танк ИС-4

Оглавление

ИС-4 (Индекс ГБТУ — Объект 701) — советский тяжёлый танк послевоенного поколения. Создавался в ГСКБ-2 Челябинского Кировского завода. Принят на вооружение постановлением Совета министров СССР № 961-403 от 29 апреля1946 года. Серийно выпускался с марта1947 по 1 января 1949 года[4][5].

ИС-4

ИС-4 в Бронетанковом музее в Кубинке

ИС-4

Классификация

Тяжёлый танк

Боевая масса, т

60

Компоновочная схема

Классическая

Экипаж, чел.

4 чел.

История

Разработчик

 ГСКБ-2

Производитель

 

ЧКЗ

Годы разработки

с 1944 по 1946

Годы производства

с 1947 по 1949

Годы эксплуатации

с 1947 по начало 1960-х

Количество выпущенных, шт.

258

Основные операторы

 СССР

Размеры

Длина с пушкойвперёд, мм

9790

Ширина, мм

3260

Высота, мм

2480

Колея, мм

2500

Клиренс, мм

410

Бронирование

Тип брони

Стальная катаная и литая

Лоб корпуса (верх), мм/град.

140/61°[1][2][3]

Лоб корпуса (середина), мм/град.

140/61°[1][2][3]

Лоб корпуса (низ), мм/град.

160/40°[1]

Борт корпуса (верх), мм/град.

160/30°[1]

Борт корпуса (низ), мм/град.

160/0°[1]

Корма корпуса (верх), мм/град.

100/38°[1]

Корма корпуса (середина), мм/град.

100/32°..30/85°[1]

Корма корпуса (низ), мм/град.

100/39°[1]

Днище, мм

30[1]

Крыша корпуса, мм

30[1]

Лоб башни, мм/град.

250[1]

Борт башни, мм/град.

200/35°[1]

Корма башни, мм/град.

170[1]

Крыша башни, мм

30[1]

Вооружение

Калибр и марка пушки

122-мм Д-25Т

Тип пушки

Нарезная

Длина ствола, калибров

48

Боекомплект пушки

30 снарядов

Углы ГН, град.

360

Дальность стрельбы, км

до 5

Прицелы

Телескопический шарнирный прицел ТШ-45 (для орудия)

Коллиматорный прицел К-8Т (для ДШК)

Пулемёты

2 × 12,7-мм ДШКМ

Боекомплект пулемётов

2000 патронов

Двигатель

В-12

Производитель

ЧТЗ

Тип

дизельный с наддувом

Объём

38 880 см3

Максимальная мощность

552 кВт (750 л. с.), при 2100 об/мин

Максимальный крутящий момент

2940 Н·м, при 1400 об/мин

Конфигурация

V12

Цилиндров

12

Расход топлива при смешанном цикле

3,5..6,5

Диаметр цилиндра

150 мм

Ход поршня

180 мм

Степень сжатия

13..14

Охлаждение

жидкостное

Тактность (число тактов)

4

Порядок работы цилиндров

1л-6п-5л-2п-3л-4п- -6л-1п-2л-5п-4л-3п

Рекомендованное топливо

ДЛДЗДА

Подвижность

Скорость по шоссе, км/ч

43

Скорость по пересечённой местности, км/ч

20

Запас хода по шоссе, км

170

Запас хода по пересечённой местности, км

80...140

Ёмкость топливных баков, л

770

Удельная мощность, л. с./т

12,4

Тип подвески

Индивидуальная, торсионная

Ширина гусеницы, мм

720

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,92

Преодолеваемый подъём, град.

35

Преодолеваемая стенка, м

0,9

Преодолеваемый ров, м

2,8

Преодолеваемый брод, м

История создания и производстваПравить

Работы по созданию нового тяжёлого танка ИС-4 были начаты в 1944 году в СКБ-2 под руководством Духова Н.Л. . В 1944 году были изготовлены 6 опытных образцов под обозначениями 701-1, 5 и 6. Образцы прошли всесторонние испытаниявесной 1945 года были изготовлены дополнительно ещё 2 опытных образца с усиленным бронированием и усовершенствованными узлами и агрегатами. В качестве основного вооружения были утверждена пушка Д-25Т, однако с принятием на вооружение танка ИС-3, работы над ИС-4 были приостановлены. По результатам эксплуатации танков ИС-3 в период с 1945 по 1946 годы, у машины были выявлены серьёзные недостатки, поэтому решено было возобновить работы над танком ИС-4. 29 апреля 1946 годаПостановлением Совета Министров СССР «Объект 701» был принят на вооружение Советской армии[4].

Опытные образцыПравить

До принятия на вооружение было создано несколько опытных образцов танка, один Об. 701-2 со 100 мм пушкой С-34 и лобовой бронёй башни в 160 мм (масса 55,9 т). Другие образцы Об. 701-5 и 701-6 вооружены 122 мм пушкой Д-25 (масса 58,5 т).

Машины на базеПравить

Проект 1948 года:[6]

Серийное производствоПравить

В 1946 году танк ИС-4 был официально принят на вооружение Советской армии. В этом же году Челябинскому Кировскому заводу предписывалось прекратить выпуск танков ИС-3 и начать выпуск танка ИС-4. По планам в 1946 году должно было быть выпущено 155 танков ИС-4. Однако, работы выполнены не были, в 1946 годувыпуск составил всего 6 танков установочной партии. Причинами задержки явился ряд НИОКР, направленных на устранение замечаний выявленных на испытаниях танка, а также переход ЧКЗ на мирное послевоенное строительство и резкое увеличение объёмов производства тракторов для народно-хозяйственных нужд. В связи со срывом сроков, планы по производству ИС-4 были скорректированы и предусматривали производство 200 единиц в 1947 году. В 1947 году танки из партии 1946 года были вновь направлены на испытания. После испытаний для устранения замечаний в конструкцию были внесены соответствующие изменения. Изменений потребовали 30% узлов и агрегатов танка, поэтому вместо запланированных 200 единиц в 1947 годувыпущено было всего 52 танка ИС-4[4].

В 1948 году танки ИС-4 были вновь направлены на испытания, где опять были выявлены существенные дефекты. Для устранения дефектов был разработан план мероприятий, направленных на улучшение конструкции машины, однако план выполнен не был и производство танков ИС-4 продолжалось с существенными дефектами. Основной причиной дефектов являлось низкое качество изготовления, в процессе которого нарушались технологические процессы, а также имели место существенные отступления от конструкторской документации. 50—60 % выпускаемых танков браковались на заводе-изготовителе военной приёмкой. В 1949 году по приказу маршала бронетанковых войск С. И. Богдановаприёмка танков ИС-4 была остановлена до разработки мероприятий по повышению качества изготовления. К августу 1949 года были изготовлены 12 танков, вновь прошедших испытания. Однако, доработки по результатам испытаний велись с существенными задержками, так как весь коллектив ГСКБ-2 был переключен на разработку нового тяжёлого танка «Объект 730», а также лёгкого танка «Объект 740». В результате планы по модернизации ранее поставленных машин, а также изготовлению усовершенствованной версии ИС-4 выполнены не были. С 1949 г. на части танков ИС-4 установили усовершенствованную трансмиссию, включая бортовые редукторы, грязезащитные щитки на крыльях и дополнительный вентилятор на башне.[источник не указан 1773 дня] В 1951 годубыла выпущена небольшая партия усовершенствованных танков ИС-4М, а также до уровня ИС-4М были доработаны все ранее выпущенные машины, после чего серийное производство ИС-4 завершилось[4].

График выпуска танка ИС-4 и его модификаций[4][5]

Оценка машиныПравить

Масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств, хотя и была на уровне машин воевавших во время Второй Мировой войны (например, КВ-2 и «Тигр», а «Королевский Тигр» был даже тяжелее на 8 тонн), в принципе танк мало отличается по массе от многих современных ОБТ. Масса такого уровня приводит к недостаточной оперативно-тактической подвижности в ряде случаев[8]. Выявилась недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. После выпуска небольшой серии был снят с производства.

Для середины 1940-х годов, когда танк разрабатывался, он имел превосходные показатели бронирования. Именно бронирование было преимуществом[9]. Ни одна танковая пушка не могла пробить танк с дистанции 1000 м на момент принятия на вооружение[10]

Однако в дальнейшем произошёл значительный рост бронепробиваемости различных боеприпасов, и переход как основного средства поражения от бронебойных снарядов к подкалиберным, большое развитие получили кумулятивные снаряды. Что сопровождалось утратой преимуществ бронирования ИС-4, например каких либо специальных противокумулятивных средств танк не имел. 

Описание конструкцииПравить

ИС-4 разработан на базе тяжёлого танка ИС-2 и имел сварной корпус повышенной жёсткости, литую башню с переменной толщиной стенок. Один пулемёт — крупнокалиберный — спарен с пушкой, второй — зенитный — установлен на турели люка заряжающего и оснащён коллиматорным прицелом. Трансмиссия — планетарная, с оригинальным механизмом поворота и мультипликаторами. Наведение пушки электромеханическое. Оснащён радиостанцией 10РК-26 (10-РТ).

В игровой культуреПравить

Представлен в ММО играх "World of Tanks" и "World of Tanks blitz" как тяжёлыйсоветский танк десятого уровня в альтернативной ветке исследования, а так же в ММО игре War Thunder как советский тяжёлый танк 5 ранга.