Успешный опыт эксплуатации первых коммерческих и военных винтовых пароходов в 40-х годах XIX века наглядно продемонстрировал преимущество этого движителя в сравнении с гребным колесом и парусами. Извлечь наибольшую выгоду из сложившейся ситуации попыталась Франция, надеясь, что гребной винт сможет обесценить многочисленные британские парусные линейные корабли. В 1847 году в Тулоне по проекту Дюпюи де Лома заложили первый 90-пушечный винтовой линейный корабль «Наполеон», который на испытаниях в 1851 году продемонстрировал скорость 13 узлов под парами. На фоне этого успеха французы заложили еще четыре однотипных корабля, а также начали переоборудовать парусные линейные корабли и фрегаты в винтовые.
Однако в британском Адмиралтействе очень внимательно следили за успехами Франции на ниве постройки винтовых кораблей. Еще в 1845 году в Англии образовали особую комиссию, которая занималась разработкой программы постройки винтовых кораблей как для защиты побережья, так и для действий на океанских коммуникациях. Вскоре началось переоборудование 60-пушечных парусных линейных кораблей в винтовые, аналогичным образом поступали и с крейсерскими кораблями: фрегатами, корветами и шлюпами.
Следует отдельно отметить, что еще в 1843 году англичане спустили на воду свой первый винтовой военный корабль — 6-пушечный шлюп «Раттлер», изначально заложенный как колесный и уже на стапеле переделанный в винтовой. В этом же году, чтобы определиться в предпочтительном типе движителя, британское Адмиралтейство организовало сравнительные испытания двух шлюпов с практически идентичными параметрами — винтового «Раттлера» и колесного «Алекто». Под парусами они показали одинаковую скорость. В марте 1845 года повернутые кормами друг другу шлюпы соединили канатом, после чего их машины дали полный ход. В результате винтовой «Раттлер» потащил колесный «Алекто» со скоростью 2 узла. После успеха «Раттлера» началось триумфальное внедрение винтового движителя в британском кораблестроении.
В 1845 году англичане заложили парусный шлюп «Энкаутер». В ходе постройки его переделали в винтовой, а позднее переклассифицированный в корвет. Далее последовали винтовые шлюпы типа «Нигер» и «Конфликт» (последние также изначально закладывались в качестве парусных, а затем переделывались в винтовые). По существу, они и оставались теми же парусниками, у которых паровая машина с гребным винтом играла роль вспомогательной энергетической установки.
В целом, накануне Крымской войны винтовые корабли (в том числе и шлюпы) в английском, а также других передовых европейских флотах составляли незначительную часть общего корабельного состава и все еще играли вспомогательную роль.