Несколько лет назад проходило капитальное обновление высотки на Котельнической набережной. Это та самая изящнейшая "высотка Венеры", первенец всех столичных высоток, знаменитая достопримечательность Москвы, излюбленное место встреч влюбленных и работы видовых фотографов.
Благодаря счастливой оказии мне довелось побывать внутри во время ремонта. Было, конечно, местами пыльно и грязно, широкие захламленные лестницы с работягами, переносящими стройматериалы и технику. Знакомые договорились провести фото-сессию на средней крыше, где-то на половине высоты.
Здание удивило своими размерами и... размахом! Чувствуется грандиозный уровень архитектурных задумок, прорыв в небо - и явное отсутствие нехватки средств при возведении этого советского "небоскреба".
Снаружи охватывало впечатление изящной монолитной крепости, благодаря размерам и терракотовой облицовке суровыми каменными блоками.
Внутри тоже есть что посмотреть из "сталинского ампира". Резьба по красному граниту, бронзовые рукояти на массивных дубовых дверях, каменные меандры, тяжелые медные дощечки-указатели и цветные барельефы о светлом советском счастье. Высоченные потолки с росписью. Искусство и власть всегда ходят об руку, когда заканчиваются войны и кризисы. И кому об этом знать, как не высотному зданию Москвы, посвященному богине красоты?
Этот дом являлся символом, эталоном новой комфортной жизни в Москве. Именно здесь впервые появились такие вещи как горячая и холодная вода, лифты, мусоропровод, внутренний кинотеатр.
Венера управляет искусствами, и в высотке на Котельнической набережной в разное время жили Галина Уланова, Клара Лучко, Константин Паустовский, Фаина Раневская, Андрей Вознесенский, Людмила Зыкина, Никита Богословский, Евгений Евтушенко, Михаил Жаров, Юрий Любимов, Александр Ширвиндт и много других известных актеров, певцов, литераторов.
Фойе и пред-лифтовый круглый зал с фарфоровыми барельефами - которым издревле славится регион Тельца столицы - Таганка. Этим же фарфором украшены стены Таганской кольцевой станции, сотнями метров ниже. Я писал о старинной фабрике Гребенщикова, наследнице Гончарной слободы в этих местах, что обжигала кирпичи еще для первого каменного Кремля!
Таганка - купеческое сердце Москвы, крепчайшая цитадель города, ее исторический якорь. Именно здесь, рядом с высоткой на Котельнической - один из основных холмов Москвы, Швивая горка. Тут стояли языческие святилища за тысячелетия до того, как Юрий Долгорукий решил превратить эту местность в свою столицу. Тут славили Перуна, Сварога и Велеса, принося жертвы по полнолуниям и умащая каменных идолов кровью, жиром и мёдом.
Народная память сохранила это знание, подворье патриарха Московского и всея Руси, церковь Николая Чудотворца поныне зовется "на Болвановке". А "болван" - это ритуальный камень, символизирующий и неразрывно связанный с человеко-богом в язычестве. Кто знает, может быть именно отсюда, от мест вокруг высотки "Венеры" на Котельнической набережной и Швивого холма и началась вся последующая великая история самого необычного города планеты - Москвы!
Говоря о необычности - я прежде всего подразумеваю форму столицы и ее неразрывную связь с колесом Зодиака. Москва повторяет Зодиак на земле - об этой форме я рассказываю во всех статьях моего сайта Астрологической карты Москвы. Кстати, особенно заметно это при сравнении с другими великими столицами - посмотрите статью "Решетка-Звезда-Москва".
Все это вспомнилось, когда мы вышли на среднюю крышу. Вид сверху, конечно, шикарный - на всю Москву, выше птиц.
Так, должно быть, положено смотреть на свой город управителям, возвышаясь на мелочностью суеты и приближаясь к холодным высотам разумений небожителей. Ну или творческим работникам, чтобы создавать действительно уникальные, масштабные произведения искусства, способные пробудить духовные порывы энтузиазма трудящихся масс внизу...
Что-то внутри здания было непростое. Не знаю, как там себя чувствуют жильцы, но у меня и моих спутников за довольно короткое время полностью сели и телефоны, и аккумуляторы профи-камер (мы были на средней крыше). Похоже, некие серьезные электромагнитные события витают вокруг изящной головки "венерианской" высотки.
Как бы то ни было, обратно вниз нас свез необычный лифт еще с советскими штампами на полу. Это сегодня мы привыкли к тридцати-этажным лифтам, а как оно было в 1950-х?
А потом мы вновь оказались среди озабоченной московской суеты...
© Copyright: Тимур Свиридов, 2016