В описаниях битвы на Курской Дуге никогда не забывают указать, что Германия подготовила немало новых образов вооружения. Чаще всего и на первом месте упоминают танки «Тигр» и «Пантера», вместе с самоходным орудием «Фердинанд». Что в целом правильно, поскольку «Тигры» действительно массово впервые использовали под Курском. Хотя это «массово» намного меньше, чем мы привыкли воспринимать по советским книгам и фильмам. Правда «Пантеры» сыграли не самую значительную роль в сражении, а в то, что «Фердинандов» было изготовлено меньше сотни, до сих пор многие с трудом верят.
Про авиацию вспоминают реже, и в первую очередь про самолёт FW.190, который называют истребителем, созданным для замены «мессершмитта». Реже упоминают про штурмовик Hs.129 — самолёт очень любимый советскими историками, поскольку они его сравнивали с нашим Ил-2, и находили, что наш штурмовик во всем лучше. С последним утверждением можно поспорить, но штурмовик был действительно не из самых удачных.
Я уже не раз писал, что FW.190 впервые пошёл в бой летом 1941 года, а потому едва ли справедливо говорить, что немцы его готовили специально к Курской битве. Другое дело, что истребители «фокке-вульф» в начале войны использовались только на Западе, а на Восточный фронт их не отправляли.
И в Курской битве FW.190 впервые использовали массово — все истребители, которые находились на северном фасе Курской Дуги были представлены лишь одной этой моделью. О чём меньше вспоминают, что «фокке-вульф» тогда же массово дебютировал и как штурмовик. То есть в том качестве, в котором он больше всего себя нашёл именно на Восточном фронте. И все FW.190 на южном фасе как раз и являлись штурмовиками.
Что же касается штурмовика Hs.129, то он так же появился не в канун Курской битвы. Летом 1942 года в составе 4-го Воздушного флота Люфтваффе на юге СССР действовало три эскадрильи (12 Hs.123A и 28 Hs.129B), а вообще этот самолёт впервые взлетел в воздух в 1939 году, ещё до начала Второй Мировой войны, в серию этот штурмовик пошёл в конце 41-го. В боевые части на Восточном фронте «хеншели» стали поступать в начале 1942 года и активно применялись в заключительной фазе Сталинградской битвы.
К началу операции «Цитадель» в войска поступила новая модификация Hs.129B-2, с более совершенными 30-мм пушками МК 103. Всего к началу операции «Цитадель» было четыре эскадрильи «хеншелей» — 65 самолётов по списку, ещё одна эскадрилья прибыла позже.
Но на самом деле к началу битвы на Курской Дуге, ну или точнее к началу 1943 года, в Германии было создано два новых варианта штурмовиков, один из которых так и остался на уровне опытной партии, а второй затем был достаточно массовым, и оставил не менее заметный след в истории Люфтваффе, чем штурмовик «хеншель», но не оставил следа в советской истории Второй Мировой.
В первом случае идёт о самолёте Bf.110G-2/R1 с 37-мм пушкой. Такими машинами было вооружена отдельная противотанковая эскадрилья 1-й эскадры тяжелых истребителей (Pz.Jg.St./ZG1) и к началу Курской битвы в ней имелось 11 таких самолётов. Однако идея использовать тяжелые истребители Bf.110 разных модификаций себя так и не оправдала, и вскоре «сто десятые» практически полностью переключились на работу ночных истребителей.
Во втором случае речь идёт о модификации знаменитой «штуки» Ju.87G, которая хоть и похоже внешне на предыдущие пикировщики, но уже не имела возможности пикирования, зато была неплохо бронирована и имела под крылом две 37-мм пушки. К началу операции «Цитадель» на Восточном фронте было две противотанковых эскадрильи с «юнкерсами»: 10.(Pz)/StG2 и 10.(Pz)/StG1. Но в начальной стадии сражения принимали участие только 14 штурмовиков из 2-й эскадры.
Ну и в заключении хочу вам предложить почитать мою статью:
Союзники Вермахта: венгерская авиация