Внутри жанра исторической живописи существует особый «поджанр» или, если говорить красиво, направление. Когда художники изображают события, ранее происходившие с другими художниками. Не просто история, а история живописи (или изобразительного искусства в целом). Получается, что свои пишут своих. Конечно, в числе главных поставщиков сюжетов два основных труда. Во-первых – Джорджо Вазари (1511-1574) с его знаменитыми «Жизнеописаниями прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550-1568), начиная от Чимабуэ и заканчивая современными Вазари маньеристами. Во-вторых, фламандец Карел ван Мандер (1548-1606), автор «Книги о художниках». Но сегодня нас интересуют не источники сведений об истории живописи, а её осмысление в красках и на холстах.
Раз Вазари начал с Чимабуэ, то начнём и мы
По свидетельству Вазари Джотто вырос в крестьянской семье.
Вазари также считал, что другой знаменитый титан Возрождения – Мазаччо, был отравлен. Именно так он пытался объяснить смерть совсем молодого ещё (27 лет, скончался в 1428) художника, перевернувшего итальянскую живопись. Сегодня версию об отравлении Мазаччо разделяют немногие.
В 1456 году великолепный флорентийский художник Филиппо Липпи (1406-1469) будучи сам монахом, не устоял перед зовом природы и женился, причём для этого ему пришлось выкрасть свою невесту из монастыря, она также была монашкой. И об этом рассказал всезнающий Вазари. Как раз этот эпизод из биографии художника подтверждён, так как потом последовало папское помилование за особые художественные заслуги.
Пора перейти к главным фигурам итальянского Ренессанса.
Вазари утверждает, что Леонардо да Винчи скончался на руках короля Франции Франциска I. И эти сведения ныне подвергаются сомнению, хотя и являются для французов предметом национальной гордости. Верно лишь то, что великий художник похоронен в замке Амбуаз – резиденции Франциска. Молодой Энгр так представлял себе эти события.
Когда-то Леонардо да Винчи соперничал с Микеланджело (помните «Битва при Ангиаре» против «Битвы при Кашине»), а главным антагонистом Энгра во Франции был, как известно, Эжен Делакруа.
В 1520-е годы папа Климент VII распорядился перенести в Ватикан так называемый Бельведерский торс - фрагмент античной скульптуры, мужской торс без головы, рук и ног ниже колен. Несмотря на многочисленные «телесные повреждения» Микеланджело считал эту скульптуру эталонной. Говорят, он отказался «восстанавливать» её, чтобы не испортить совершенства, зато неоднократно вдохновлялся могучей пластикой, в том числе при работе над образами в Сикстинской капелле. Кстати, Бельведерский торс можно и сейчас увидеть в музеях Ватикана.
На этом пока остановимся. Продолжение следует.