Найти тему

Как правильно хвалить ребенка? Что говорят психологи

Раньше считалось, что родительская строгость помогает воспитать дисциплинированного и целеустремленного ребенка.

Похвала более эффективный помощник в воспитании, чем наказание
Похвала более эффективный помощник в воспитании, чем наказание

Мудрый психолог и автор многочисленных популярных книг по детско-родительским отношениям, Юлия  Борисовна Гиппенрейтер, говорит, что стремление дисциплинировать детей, "настрой на воспитание" мешает родителям принимать своего ребенка. "Как же я его буду обнимать, если он еще уроки не выучил?" И мама встает на путь родительских увещеваний, наставлений и критики. Часто этот путь превращается в замкнутый круг, с которым я неоднократно сталкивалась. Мама переживает за ребенка, желаешь ему все самое лучшее: репетиторы, школы, секции, а как результат - тонет в требованиях и замечаниях. Думаю, многие мамы младших школьников и подростков меня поймут:)

Ю.Б. Гиппенрейтр говорит, что "настрой на воспитание" мешает родителям принимать своего ребенка
Ю.Б. Гиппенрейтр говорит, что "настрой на воспитание" мешает родителям принимать своего ребенка

Последнее время психологи, напротив, говорят о похвале как о более эффективном помощнике в воспитании.

Похвала влияет на поведения ребенка гораздо сильнее. Однако, очень важно хвалить ребенка правильно. Тогда дети вырастут готовыми к любым поворотам судьбы, самодостаточными и со здоровой самооценкой.

Психолог и мама, Ольша Новаш, обращает внимание на то, как правильно хвалить ребенка. Оказывается привычная нам похвала вызывает сомнения, т.к. содержит оценку. "Отличница, спортсменка и просто красавица!" Например, подруги сказали, что у вас красивые волосы. Сложно им поверить, если в детстве мама часто повторяла, что ваша коса не такая толстая, как у сестры. Возникает внутреннее сомнение и отторжение этой похвалы. Но когда парикмахер сообщила, что на волосы повышенный расход краски из-за густоты. Эта констатация объективной реальности, несомненно, греет душу и принимается за комплимент даже с учетом детских травм по поводу внешности.

Похвала без оценки

Правильная похвала описывает ситуацию, а не оценивает! Мы не даем оценку ребенку ("молодец", "красивый", "умный"), ведь это легко аннулируется следующими комментариями в духе "неумеха", "лентяй", "невнимательный" от кого бы то ни было. Но если описывать действия ребенка или события, то он сам потом определяет свои способности и успехи. Например: "Мне так приятно видеть, что ты убрал свои игрушки в коробки, как мы договаривались. В комнате теперь красиво и чисто". А ребенок уже сам додумает себе качества: аккуратный, ответственный, держит свое слово, я могу.

"Ты довольно быстро решил сложную задачу!" дает больше мотивации на достижения, чем слова "Умница", "Гениальный ребенок", "Талант"
"Ты довольно быстро решил сложную задачу!" дает больше мотивации на достижения, чем слова "Умница", "Гениальный ребенок", "Талант"

Отдельный момент – это правильная похвала учителя или тренера, которая способна окрылить и вдохновить на старания даже тех деток, которые не уверены в своих силах и талантах. Если учитель музыки скажет, что у ребенка все отлично получается, то при первом же затруднении этот ученик усомнится в правдивости слов. Но описательная похвала «ах, какие же длинные и изящные пальчики, просто созданы для музицирования» сподвигнет на дополнительные старания, а  неудачи точно не изменят длину пальцев. Мудрый учитель также закроет глаза на некоторые огрехи в работе нового ученика и не станет снижать оценку. Подобные авансы веры вовсе не расхолаживают, а наоборот порождают желание стараться еще больше.

Кредит похвалы

Подобный «кредит похвалы» работает и с подростками, и со взрослыми людьми. Все считывают послание о том, что мы верим в них, еще до того как они успели достать звезду с неба или принести мамонта. Даже если человек совершил ошибку, можно найти слова благодарности и отметить сильные стороны. Верная похвала откликается в каждом сердце, стоит только попробовать.

Критиковать нужно не самого ребенка, а отмечать что, по-вашему, он делает не так
Критиковать нужно не самого ребенка, а отмечать что, по-вашему, он делает не так

Итак, старайтесь обращать внимание на то, что вы видите положительного в поведении ребенка и говорить об этом. Если же ребенок делает то, что вам не нравится и вы думаете его поругать. Вспомните вышеописанный принцип: как хвалить, так и критиковать нужно не самого ребенка. Следует говорить ребенку о его действиях, обращая внимание на то, что нужно делать иначе, по-другому и почему. Не осуждать чувства и эмоции ребенка, если они возникли, значит у малыша есть на это причина, это его реакция на что-либо.

Статья написана по материалам:

- книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

- статьи Ольги Новаш «Научитесь правильно хвалить ребенка — и вам не придется его воспитывать»

Все о детском развитии. Кружки и секции для детей. https://www.instagram.com/venera_inring/