Сегодня я отставил в сторону свою утреннюю чашку кофе и принялся за написание этой статьи, чтобы донести на суд читателя свои эмоции.
Начало января в этом году в Болгарии выдалось теплым и солнечным. Дома сидеть не хотелось и на Рождество мы поехали в Велико-Тырново, древнюю столицу Болгарии.
В этом городе мы никогда не были, и он поразил нас своей старой частью, дома карабкались по склонам гор, мы тоже, преодолевая крутые подъёмы узеньких замощенных булыжником улиц. О старой части города я тоже напишу. Сегодня о главном событии нашей поездки, посещении древнего замка Царевец.
Всю известную нам историю Балканы сотрясали войны, возникали царства и бесследно исчезали под ворохом веков, оставляя после себя только память в сказаниях и остатки фундаментов, быстро зарастающие. Земля старается залечивать свои раны, наносимые ей человеком.
Древний замок, построенный в двенадцатом веке, столица Болгарского царства, тоже не пережил лихолетий, набегов осман и был разрушен. Однако, реставрационные работы продолжаются, и есть на что посмотреть.
Храм на вершине горы восстановлен, фактически построен заново, и путь от подножия к вершине не так прост. Но мы все же добрались до него, петляя по древним дорожкам из булыжника, преодолевая крутые каменные лестницы, истертые за сотни веков человеческими ногами.
Наконец и вершина, с которой открылся удивительный вид на окрестности, город, горы, мерцающую в глубине Янтру, опоясывающую замок. А перед нами храм - цель нашего подъема.
Пока я снимал окрестности, жена первой зашла в храм и быстро вышла обратно, сославшись на плохое самочувствие, присела на лавочку.
Дальше я пошел по ее стопам, рука привычно потянулась, чтобы наложить крестное знамение, но помимо моей воли, остановилась, настолько необычным оказалось убранство храма внутри. И еще, странная тяжесть буквально придавила меня к полу, чтобы пройти дальше, пришлось передвигать ноги с большим трудом.
Я был ошарашен, потрясен увиденным!
В храме царил полумрак, узкие прорези не пропускали свет, он мог лишь пробиваться на самом верху через маленькие оконца. Этого было явно недостаточно. С темнотой как-то можно было мириться, хотя это очень спорно.
Поразило другое. Вместо алтаря в нише центральное место занимало изображение женщины с младенцем, терзаемой со всех сторон! Сначала у меня закралась странная мысль - не изображена ли так Богородица?! Но нет, это было просто невозможно.
Нишу освещали светильники на подсвечниках в форме свечей, их свет мерцал, добавляя трагизма ситуации. Конечно, нет. Скорее всего художник изобразил бедную Болгарию, поруганную и оскорбленную врагами, османами.
Взгляд от этого изображения, иконы отвести было очень трудно. Я не знаю сколько времени простоял не двигаясь, словно пригвозжденный к месту. Все же оцепенение спало, я попятился сначала назад, по прежнему не отрывая взгляда, лишь потом смог повернуться и оглядеться по сторонам.
На стенах и потолке храма шла смертельная битва добра и зла, как ее изобразил художник. Горько, но в ролях добра и зла выступали сами люди, борющиеся за власть, деньги, влияние и жизненные пространства.
Нет, здесь на вершине горы был восстановлен не Храм Господу, а построен памятник алчущему человечеству, только и всего. Может поэтому в нем и было так тяжело, давило на сознание, а где пряталась моя душа, я не знал.
Мы покинули это скорбную вершину, место гибели сотен людей, так и не увидев, не почувствовав здесь упокоения.
Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.