После событий первой половины 2020 года у многих появилось смутное чувство выпрямления траектории полёта ТШТ после крутого взлёта. Как будто бы космическая ракета стала медленно превращаться в ровно гудящий реактивный самолёт. Казалось, что пик и максимальный рывок уже совершились, и распад ТЩК явился всего лишь подтверждением того.
Казалось, что людское несовершенство вызвыло усталость даже у 'железной леди' Хрустального. Как было замечательно точно сказано в одном из комментариев, «люди со столь развитым логическим мышлением спотыкаются (всегда!) на человеческом факторе. И чем мощнее логика, тем больше незащищённость в разного рода этических коллизиях. Этери это подтверждает на протяжении всей её тренерской карьеры».
Возможно ли, что полёт новаторства и стремления к эстетическому идеалу, смелость и вечная женственность, точнейший расчёт и загадочность сменились усталостью "лазера" Этери от "свиста и брани"? Случилось ли истощение творческого запала? Просто снизилась планка требований?
Но сейчас, по прошествии насыщенных месяцев этого сезона, видно, что ТШТ 'жив и здоров'. Новые программы всё так же разнообразны, фигуристки так же нацелены на самые высокие достижения, Сергей Дудаков растит новых квадисток и трикселисток, а Даниил Глейхенгауз не растерял мастерство и вдохновение.
И я продолжу писать о программах ТШТ.
О программах ТШТ
Говоря о программах, можно заметить, что многим Этери видится в роли искусного шахматиста-программиста на льду, обладающего безупречным расчётом и логикой. Она/ТШТ "виртуозно разбираются в правилах, используют абсолютный максимум пользы из предложенных условий". Потому такое недоумение вызывает возмущение Плющенко по поводу выставляемых оценок.
Программы школы Этери Тутберидзе впечатляют тем, что тренеры, как мне видится, просчитывают все возможности и выбирают самые оптимальные для того или другого спортсмена варианты. Опять же, вспоминая ОИ и опровергая расхожее мнение о том, что Женя проиграла из-за несправедливых тренерских предпочтений и более слабой программы, можно сказать, что и Алине, и Жене были поставлены программы на пределе их физических возможностей, артистического дарования и технического потенциала.
И даже с учётом выигрыша короткой программы Алиной, поскольку она, на самом деле, была технически более совершенной фигуристкой, сам исход соревнований зависел тогда только от воли и хладнокровия спортсменок. И Алина выдержала этот поединок с собой, с каскадом, со смятением судейской бригады, со смятением собственных тренеров. И, слава Богу, его спортивный коллега, очевидно, вернулся к тому времени из дальней командировки в другие галактики.
Я уже писала, что я вижу в программах ТШТ не только набор сложнейших элементов под знакомую музыку, не просто отдельную, хорошо составленную программу, а нечто гораздо более интересное и более интригующее. Мне в них слышится неясный мотив, блуждающий от программы к программе одной фигуристки или нескольких, теряющийся, возникающий вновь, нарастающий как крещендо, переходящий в иную тональность, и иногда, к сожалению, пропадающий навсегда.
Уникальность подобного явления заключается, по-моему, в том, что
1) ТШТ создали настоящую мини-школу ФК с начальными и средними классами, а теперь работают над развитием и укреплением выпускного класса в лице Ани и своего рода первых курсов университета в лице Алины, Элизабет и Жени (они могут и не окончить этот университет, но самое важное слово в мире ФК они уже успели сказать). И Полина Цурская, работающая тренером малышей в Хрустальном - замечательная выпускница этой школы. Полина, кстати сказать, была первой из учениц Этери, кто поразил меня своим особым присутствием на льду.
2) количество их сверх-успешных учеников превышает привычное число прима-фигуристов у других тренеров (как правило, один/одна), позволяющее создавать своего рода перекличку программ, преемственность и замечательную цельность их совместной работы.
В то же время, каждая фигуристка ТШТ имеет свой, ни с кем не сравнимый характер и, пусть зачаточный (для новисов), но очень яркий и практически незабываемый стиль.
В моём видении перекличка программ ТШТ возникает не на пустом месте, а в понимании ими слабостей и сильных сторон своих фигуристок. Им, по словам самих спортсменок, предлагается несколько музыкальных композиций на выбор и, думается, они подобраны не случайным образом. В музыкальных фрагментах и инструментах также может заключаться связь, вызывающая в памяти определённые сюжеты и ассоциации. Даже костюмы порой несут достаточно значимую нагрузку.
Далее:
Девушки в красном
Фотографии взяты в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.