Найти тему
Синагога Петербурга

«Завуч в школе – как машинное масло»

Оглавление

Марина Вадимовна Белицкая, завуч школы «Менахем», рассказывает о своих еврейских предках, о том, как она пришла в еврейскую школу в 90-е годы и что считает главным в своей работе.

О моих предках

У меня еврейские корни с обеих сторон.

Мои прабабушки и прадедушки по маме родом из Брянской области – маленького местечка близ городка Клинцы. Городок был оккупирован во время войны. Дед, Моисей Липкин, сумел отправить семью – жену и двоих дочерей (моих бабушку, маму и тетю) – в эвакуацию. Их это спасло, а сам он погиб на фронте под Сталинградом, и бабушке Розе Марковне пришлось поднимать детей одной, в очень тяжелых условиях.

Дедушка Моисей Липкин с сестрами
Дедушка Моисей Липкин с сестрами

Мои предки со стороны отца – из села Петровичи Смоленской области неподалеку от Любавичей. Бабушка и дедушка знали друг друга с детства. Дед учился в хедере, а затем закончил обычную общеобразовательную школу, Смоленский мединститут и стал хирургом. В 1939 году был призван и служил военным врачом, начальником медсанбата. В начале войны сумел эвакуировать жену и двух сыновей (моих отца и дядю).

У этого моего деда, Алексея (Алтера Реувена) Белицкого, удивительная судьба.

Дедушка Алексей (Алтер Реувен) Белицкий
Дедушка Алексей (Алтер Реувен) Белицкий

В 1941 году под Смоленском он попал в плен. У еврея, офицера, шансов выжить в лагере не было. Но операционная медсестра смогла заменить его командирскую гимнастерку с партбилетом на красноармейскую, снятую с убитого. Немцы расстреливали коммунистов, евреев, цыган, но деду помогли чужие документы и нетипичная для еврея внешность: светлые волосы, серые глаза. Ему разрешали лечить пленных... Когда заходит разговор о современных технологиях, я вспоминаю рассказы о примитивных медицинских инструментах деда и лечении гнойных ран золой. Дед был «полезен» лагерному начальству и потому выжил. Он вернулся домой только в 1946 году: после Победы и освобождения пленных его попросили остаться – лечить бывших узников и отправлять их на родину. Бабушка ничего не знала о нем до 1944 года, и она упорно ждала мужа. И он вернулся! Мудро рассудив, что бывшему военнопленному опасно ехать в большой город, он нашел работу в Смоленской области, в городе Вязьма, и до конца жизни работал главным хирургом городской больницы.

Дед был известным в городе человеком. Девочкой я часто приезжала на каникулы в Вязьму. И стоило нам с дедом зайти в любой магазин, как из-под прилавка появлялся самый дефицитный товар. Когда дедушка шел по улице, с ним здоровались все. Дед никогда не рассказывал нам, внукам, о лагере и войне. Знаем все из рассказов бабушки и его фронтовой медсестры.

Бабушка Анна (Хая Ривка) Локшина во время войны отправилась в эвакуацию в Саратовскую область. С ней приехали двое маленьких сыновей, пожилые отец и мачеха, позже к ним присоединились еще три родственницы. По пути на одной из станций бабушка случайно заметила своего десятилетнего племянника. Как это произошло, каким чудом?! Остается только гадать. Бабушка взяла с собой и его. Она была единственным кормильцем в семье.

Бабушка Анна Самойловна (Хая Ривка) Локшина
Бабушка Анна Самойловна (Хая Ривка) Локшина

Работала врачом, обслуживала несколько сельских районов. Благодарные селяне расплачивались продуктами. А когда семья поселилась в Вязьме, бабушка стала заведующей инфекционным отделением городской больницы. Был случай в начале 50-х годов, когда из близлежащей деревни поступила девушка с туберкулезным менингитом, этот диагноз был смертельным. А тогда только появились антибиотики, и бабушка накануне читала в медицинском журнале про стрептомицин. Его удалось достать в Москве, и бабушка на свой страх и риск стала вводить его умирающей девушке в спинномозговой канал. Девушка выздоровела. Это был первый случай в Советском Союзе, когда удалось излечить эту страшную болезнь.

Все мои родственники со стороны папы – врачи. Единственное исключение – сам папа, Вадим Алексеевич Белицкий. Он стал инженером-металлургом. Вообще-то он мечтал быть летчиком. Но бабушка с дедушкой, сидевшие в медкомиссии по отбору, как заботливые еврейские родители, отклонили его кандидатуру, хоть он был абсолютно здоров. Поступать папа приехал в Ленинград, успешно закончил Горный институт и 40 с лишним лет проработал на заводе имени Карла Маркса в горячем литейном цехе. Проделал путь от мастера до начальника, защитил кандидатскую по металлургии.

Папа – студент Горного института
Папа – студент Горного института

Моя мама, Екатерина (Куна) Липкина, приехала в Ленинград на курсы повышения квалификации. Через три дня после знакомства с папой они решили пожениться. Вскоре на свет появилась я, потом моя сестра.

Мама и папа. 1991 г.
Мама и папа. 1991 г.

Я думаю, что мои ушедшие родные, как и моя теперешняя семья – мама, сестра, наши мужья, дети, внуки – это огромное счастье и большой подарок от Вс-вышнего.

Родословная отца
Родословная отца
Мама Екатерина с внуками (племянниками Марины Вадимовны)
Мама Екатерина с внуками (племянниками Марины Вадимовны)
Свадьба Марины Вадимовны и Бориса Сергеевича. 1987 г.
Свадьба Марины Вадимовны и Бориса Сергеевича. 1987 г.
Марина Вадимовна с первой внучкой
Марина Вадимовна с первой внучкой

Дядя Гирш и пейсаховка. Еврейская тема в нашей семье

Дед принадлежал к поколению евреев, которые приветствовали революцию, считая, что именно она дала им возможность получить образование и выйти в люди. Он «забыл» все, чему его учили в хедере; никогда не говорил на еврейские темы.

Совсем не так дело обстояло с его другом детства – бабушкиным братом, который учился с ним в хедере. Живя в Ленинграде, он был прихожанином Малой Синагоги и главой Смоленского еврейского землячества. Помню его с толстой книгой в руках. Уже позже я поняла, что это была Тора. Звали его дядя Гирш, Григорий Самуилович Локшин. Его день рождения приходился на Песах. Само слово «Песах» никто не произносил, но у дяди Гирша всегда подавали фаршированную рыбу и мацу, а родители пили «пейсаховку» из яблок.

Я понимала, что я еврейка, но об иудаизме ничего не знала. У нас был коричневый шеститомник Шолом-Алейхема – такой стоял на книжной полке в каждом еврейском доме. Так я узнала о субботе и праздниках. Довольно рано прочитала Фейхтвангера – целиком, со всеми примечаниями, как я люблю, что тоже стало для меня важным источником информации.

«Вашей девочке ничего не светит». Как я стала учителем

В детстве идея стать учительницей меня совсем не привлекала. Я очень любила историю, ходила в археологический кружок при Дворце Пионеров. Но мудрые руководители кружка подсказали родителям: «Не настраивайте ребенка на поступление Ленинградский университет, вашей девочке там ничего не светит».

В 1-м классе
В 1-м классе

У соседей по даче была трехлетняя дочка. Она не выговаривала ни одного звука. Я стала с ней заниматься, учить стишки. Кто-то из родственников заметил: «Ну тебе точно надо быть логопедом». Эти слова запомнились. И, когда настало время выбирать институт, я подала документы в Герцена, на дефектологический факультет, отделение тифлопедагогики.

В 10-м классе
В 10-м классе

Конкурс был высокий, но я поступила с легкостью. В те годы там работали истинные корифеи, авторы известных учебников. Считаю, что получила очень хорошее высшее образование – обширное и глубокое.

Педагогическая практика в пионерском лагере
Педагогическая практика в пионерском лагере
Педагогическая практика, 5-й курс
Педагогическая практика, 5-й курс
На педпрактике в интернате. Гродно
На педпрактике в интернате. Гродно

Закончив институт, мы с подругой по наивности считали, что школы для слабовидящих спят и видят заполучить молодых специалистов с красными дипломами. Но нас там совсем не ждали. Во всем Ленинграде таких школ было две, работа считалась престижной, с надбавкой за вредность, и педагоги работали там до глубокой старости. Лучшей вакансией, которую нам предложили, было место ночного воспитателя в интернате для слепых и умственно отсталых детей. Решительная подруга согласилась. Ну а мне мама сказала: «Стоило пять лет учиться, чтобы вытирать попы и носы!». И я пошла работать в общеобразовательную школу Калининского района – преподавателем русского и литературы. Там и отработала 11 лет с перерывами на декреты.

Марина Вадимовна со своим самым первым классом
Марина Вадимовна со своим самым первым классом
С тем же классом – 35 лет спустя
С тем же классом – 35 лет спустя

«Эта была настоящая авантюра». Как я стала завучем еврейской школы

Когда старшей дочке исполнилось семь, знакомая рассказала: «Недавно открылась еврейская школа на Лесной. Говорят, там здорово». Школа тогда располагалась в неприметном здании на Харченко, я с трудом ее нашла. Но меня уже давно интересовало все еврейское. Я решила, что попробовать стоит, хоть ребенок уже прошел вступительные испытания в несколько хороших школ. Завуч Рита Давыдовна Кацман расспросила меня, кто я и что – и неожиданно предложила: «А мы открываем 6-й и 7-й классы, нужен учитель русского и литературы! Поработаете у нас?». «Что вы, – испугалась я, – у меня годовалый ребенок!».

Но на дворе были 90-е, мой муж, инженер, месяцами не получал зарплату и по ночам копал ямы для ремонта машин. Моя мудрая мама сказала: «Нечего нам с тобой вдвоем дома сидеть, иди работай». И я согласилась.

Время было интересное: другие дети, другие родители. Многие нацелились на отъезд в Израиль и хотели познакомиться с еврейской культурой. А кто-то отдавал ребенка от безысходности – просто потому, что в школе три раза бесплатно кормили, да еще и помогали благотворительными посылками.

Самый первый класс в школе «Менахем»
Самый первый класс в школе «Менахем»

А через четыре года Рита Давыдовна уехала в США к сыну, и мне предложили должность завуча. Это было настоящей авантюрой – и со стороны руководства, и с моей. Я была неплохим учителем, но понятия не имела, что такое административная работа. А если б имела, то уж точно бы не согласилась! Пришлось всему учиться на ходу, не бросая и преподавание. Как сказал Валерий Борисович Столов, возглавлявший школу много лет, «профессию нельзя терять». Я очень благодарна ему за это.

Марина Вадимовна стала завучем. 2000 г.
Марина Вадимовна стала завучем. 2000 г.
Выпускной вечер. 2003 г.
Выпускной вечер. 2003 г.

Школу «Менахем» закончили обе мои дочки – думаю, что они об этом не пожалели. Школа во многом заложила их нравственную основу.

На свадьбе старшей дочери Таи
На свадьбе старшей дочери Таи

«Иудаизм дает советы на все случаи жизни». Мой путь к традициям

Благодаря школе я вошла в еврейскую общину. У меня появилась возможность узнавать о традициях не только из книжек, но и от живых людей. Моими учителями стали Айзик Рохлин и рабанит Сара Певзнер.

1 сентября 2007 г.
1 сентября 2007 г.

Айзика я называю «своим первым раввином» и до сих пор советуюсь с ним по еврейским вопросам. Только в школе я по-настоящему поняла, что такое кашрут, узнала о праздниках. За 25 лет я накопила немалый багаж знаний. И постепенно пришла к тому, что какие-то вещи я должна соблюдать. Не ем некошерного, очень стараюсь соблюдать субботу. Считаю, что иудаизм – прекрасная религия, которая объясняет все и дает советы на все случаи жизни.

На моих глазах зародилась еврейская община «В Приморском». Большую роль в моем приближении к традиции сыграл раввин Дани Аш и его жена Ривка. То, что я стала соблюдать субботу, во многом их заслуга – все началось с их вечерних пятничных трапез.

Шабат в зимнем лагере. 2009 г.
Шабат в зимнем лагере. 2009 г.

С удовольствием посещаю занятия у Ривки в рамках «Колель Тора» для женщин.

Колель Тора, занятие на природе. 2019 г.
Колель Тора, занятие на природе. 2019 г.

«Ногой открывают дверь в мой кабинет». Какие они, ученики школы «Менахем»?

25 лет для частной школы – огромный срок. На протяжении этого времени школа менялась, оставаясь при этом стабильной. Сегодня мы полностью соответствуем стандартам государственных школ, и это важно, так как родители во многом ориентированы на государственное образование.

Вечер встречи выпускников. 2011 г.
Вечер встречи выпускников. 2011 г.

С другой стороны, огромное достижение нашей школы – особая атмосфера. Эту атмосферу многие называют «семейной», а я бы сказала – «комфортная». Для нас важно уделить время и внимание каждому ребенку. Если у ребенка проблемы, мы решаем их максимально мягко для него и семьи. В нашу школу приходят и остаются дети, которые близки нам по духу.

Вручение аттестатов. 2012 г.
Вручение аттестатов. 2012 г.

Какие же они, наши дети? Добрые, человеколюбивые, очень открытые. Они не боятся взрослых – ногой открывают дверь в моей кабинет, ничуть не смущаясь присутствием директора, который зашел поговорить. Но и не обижаются, если я спокойно и доброжелательно говорю: «Подожди, дорогой, пока я освобожусь».

Вручение аттестатов. 2015 г.
Вручение аттестатов. 2015 г.

Но свобода не означает вседозволенности. Наши дети в основном адекватные и воспитанные. Ну, даже если кто-то чуточку невоспитанный, это дело наживное. В этом году нам приходится измерять ребятам температуру на входе. И я стала замечать, что не все здороваются со взрослыми, которые подходят с термометром в руках. Мы на это отреагировали не жестко, а весело: «Кто не поздоровался – градусник не сработает». Дети восприняли это как игру, проблема решилась сама собой.

У наших ребят развито чувство собственного достоинства. Очень чувствуется разница, когда к нам приходят ребята из других школ. Но они на удивление быстро адаптируются и перенимают все хорошее.

Фото Анны Красновой
Фото Анны Красновой
-29

У большинства наших детей – сильная мотивация в учебе. Не сделать домашнее задание –прерогатива одного-двух лентяев, которые, конечно, у нас тоже встречаются.

Наши выпускники – достойные и успешные люди. Мы ими очень гордимся.

Читайте также:

«Я – машинное масло в механизме». О роли завуча в школе

Не буду говорить о роли завуча как таковой – расскажу о том, как я воспринимаю себя.

Моя работа состоит из решения огромного количества маленьких, мелких и мельчайших проблем. Но в совокупности эти мелочи помогают работать всему заведению – школе «Менахем».

Представить себе школу в виде механизма можно разве что метафорически. Но если уж представлять, то главными частями этого механизма будут дети и учителя. А я – машинное масло, которое помогает всему вертеться.

А то, что помогает вертеться мне, – это наш чудесный коллектив, это люди, большинство которых работают в школе много лет, и я точно знаю, что могу на них рассчитывать в самых сложных ситуациях.

Непривычный Маршак. О еврейской литературе

Еврейская литература – понятие очень широкое. Для меня Тора и Теилим– это еврейская литература, и многие советские писатели-евреи – еврейская литература, и современные израильские авторы – тоже еврейская литература.

Мои предпочтения в этой области очень эклектичны. Люблю Золотой век еврейской поэзии и, конечно, Иегуду Галеви; Бабель и Шолом Алейхем – это мои первые знания о еврействе. Потом был Башевис Зингер; после перестройки стали издавать Эфраима Севелу, и я решила, что «Моня Цацкес – знаменосец» – одна из лучших книг о войне. Если говорить о войне, то нельзя не вспомнить Василия Гроссмана; его пронзительные еврейские страницы из «Жизни и судьбы» мы читали с детьми на уроках литературы (когда в 90-х можно было отойти от стандартной программы) и плакали все...

В начале двухтысячных я узнала еврейского поэта Самуила Яковлевича Маршака, потомка Раби Шмуэля Кайдановера, великого мудреца Талмуда. Как удивительно было, помня с трех лет детские стихи Маршака, читать у него такие строки:

Снится мне: в родную землю
Мы войдем в огнях заката,
С запыленною одеждой,
Замедленною стопой...
И войдя в святые стены,
Подойдя к Иерусалиму,
Мы безмолвно на коленях
Этот день благословим...
И с холмов окинем взглядом
Мы долину Иордана,
Над которой пролетели
Многоскорбные века...
И над павшими в пустыне,
Пред лицом тысячелетий,
В блеске желтого заката
Зарыдаем в тишине...

Я очень надеюсь, что открою для себя в еврейской литературе еще многое и многих.

Мой любимый еврейский рецепт: лэкэх

Мед – полстакана
Сахар – полстакана
Растопленное сливочное масло 40 – 50 г
Растительное масло 3-4 чайные ложки
Сметана 2-3 столовые ложки
Сода – 1 чайная ложка (добавить в сметану)
Яйца – 2 шт.
Крепкая чайная заварка – полстакана
Корица, молотая гвоздика – по вкусу
Мука – 2 стакана
Смешать все ингредиенты, вылить тесто в форму, выпекать при 180 градусах около часа – в зависимости от духовки и высоты формы.