Добрый день, уважаемые подписчики и гости канала!
Посмотрел фильм «Подольские курсанты» и задался вопросом после эпизода, где курсант столкнулся с солдатом вермахта, готовым сойтись в рукопашной: каковы у каждого шансы на победу, если бы не подоспел капитан Сторчак, застреливший немца?
Сразу возник второй вопрос – а готов ли обычный российский солдат к рукопашному бою в современное время?
Начнём по порядку. В фильме «Подольские курсанты» эта сцена действительно психологическая. Думаю, меня поймут те, кто был на войне, и знают, что такое рукопашная схватка не понаслышке, ну или хотя бы были готовы к ней. Два противника сошлись друг перед другом, направили винтовки, и вот у немца осечка, а курсант не нажимает на спусковой крючок.
Итак, давайте разберёмся: кто был лучше подготовлен к такому ближнему бою?
Распространено мнение, что пехота вермахта уклонялась от рукопашных схваток с красноармейцами. Это не так. Просто немецкие уставы сначала предполагали использование всего комплекса сил и средств для подавления противника: авиацию, артиллерию, танки. И только после такой обработки позиций противника проводила зачистку вражеских позиций.
Понятно, что самый лучший приём при сближении с противником ‑ это стрельба в упор из стрелкового оружия.
Но ведь были ситуации, когда приходилось сходиться в рукопашной без проведения указанной огневой поддержки и когда под рукой не было или было невозможно применить стрелковое оружие, к примеру, как в рассматриваемом в фильме случае – у немца кончились патроны. Поэтому немецких солдат учили использовать пехотные штык-ножи, кинжалы, а также подручные средства, сапёрные лопатки. Посмотрите на штык-нож, который достал немецкий пехотинец. Скорее всего это КС98, длина лезвия которого достигала порой 317 мм – страшное холодное оружие в умелых руках.
У немцев даже был учреждён знак "За ближний бой" 3-х степеней.
Имевших награду уважали, к их мнению прислушивались - они выжили в страшном рукопашном бою с русскими! Правда учредили его только в ноябре 1942 года.
Вот пример выучки и хладнокровия немецких солдат, столкнувшихся с разведывательным отделением красноармейцев: «23 ноября 1941 г., разведгруппа 59 стрелкового полка 85 стрелковой дивизии попыталась атаковать огневую точку вермахта. В блиндаже шел короткий, но упорный бой. Дрались ножами и кулаками. Из отделения советских разведчиков выжило только двое, пленных взять не удалось».
При этом немцы основательно изучали навыки рукопашного боя, используемые красноармейцами, которых обучали по выпущенному в 1938 году «Наставлению по подготовке к рукопашному бою».
Эта инструкция считала целесообразным обеспечить комплексную подготовку бойцов РККА, которые обязаны были одинаково успешно двигаться по пересечённой местности, преодолевать препятствия, владеть штыком и иным холодным оружием. У солдат путём различного вида физических упражнений развивали реакцию мышц, координацию движений, а главное – скорость мышления. Вместе с навыками рукопашного боя отрабатывались приёмы из бокса либо самбо.
Действенным способом считались отбивы, выполняемые руками без поворота корпуса – отражали удар врага и освобождали место для нанесения своего. Также эффективно использовалась тактика захвата свободной рукой оружия врага с последующим стремительным и сильным ударом ножом или иным клинком в лицо либо шею.
Вот этот навык и начал применять солдат вермахта, захвативший одной рукой винтовку курсанта, которую отвёл в сторону, и готовый ударить противника своим штык-ножом. Но приём не дал завершить подоспевший командир отряда советских диверсантов капитан Старчак – он застрелил немецкого солдата.
А что же курсант – психологически был не готов к рукопашной схватке. Оно и понятно – он же был хоть и отличником боевой и политической подготовки, но артиллеристом. К рукопашной видно слабо готовился, или был хорошо подготовлен, но справиться с противником глядя глаза в глаза ой как непросто.
Вот такая вот ситуация. Думается, что. к сожалению, немец вышел бы победителем…
Провожу параллель на наше время.
Не знаю, как сейчас, думаю читатели меня сориентируют, но 20-ть с небольшим лет назад обычных солдат российской армии ‑ мотострелков, артиллеристов, танкистов вообще не готовили к рукопашной схватке с противником. Физподготовка заключалась в обычных общеразвивающих и общеукрепляющих упражнениях. О специальной подготовке речь даже не шла. Где же, как минимум, были занятия по РБ-Н и РБ-1. Я не говорю о разведчиках, десантниках и морпехах, которых, ясно дело обучали и обучают навыкам рукопашного боя по программам РБ-2 и РБ-3. Что умел на гражданке, с тем и пригодился!
Как бы такие воины сошлись в ближнем бою с врагом? Понятно, что сошлись бы на морально-волевых. От безысходности, особенно, когда жить захочешь, как говорится, и не так раскорячишься.
Понравилось повествование - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Уважаемые читатели, если улетела подписка на канал (такое оказывается бывает, если долго не заходишь на него), не стесняйтесь, ищите его повторно и подписывайтесь! Будет много увлекательного и интересного!
Читаем также на канале и обсуждаем статьи:
- "Кто, как и где обирали возвратившихся после второй Чечни солдатиков?"
- "Сколько платила Родина военнослужащим в период Второй Чеченской компании?"
- "Медальный марафон: Минобороны против Росгвардии - у кого учреждено медалей больше?"
- "Шевчук и Трофим: за что и чем награждены за выступления на Чеченской войне?
- "Леонид Ильич Брежнев и его боевые награды: стоит посмеяться или почувствовать гордость?"
- "ТОП-5 боевых наград участников Второй Чеченской компании: какая из них самая массовая?"
‑ «ТОП-5 авторов и исполнителей, песни которых слушали солдаты в период Второй Чеченской войны».