Найти тему
Digital Report

Уроки 2020 года: что вынес бизнес из пандемии

Вот и закончился 2020 год, который принес для бизнеса много разных событий и вызовов. Чтобы подвести его итоги, мы спросили у представителей компаний, какой опыт 2020 года стал для них ключевым и в чем заключалось их главное достижение за последних 12 месяцев. Что будет дальше в 2021 году - рост или падение?

Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений Skymec.

На мой взгляд, 2020 год стал успешным для нашей индустрии. Бизнес стал видеть все больше преимуществ от использования промышленных дронов.

Мы увидели рост спроса на беспилотные решения со стороны промышленности, строительства и транспорта. Они помогали этим отраслям инспектировать различные сооружения, а также контролировать воздушное пространство стратегических объектов. Помимо этого, дроны активно использовались для ликвидации чрезвычайных ситуаций и поиска пропавших людей.

В 2020 году в упадок пришел сегмент потребительских беспилотных решений. Но рынок B2G, напротив, заметно вырос — в прошлом году государство запустило целый ряд крупных проектов в этой области.

В связи с пандемией COVID-19 дроны стали применяться для контроля за соблюдением режима самоизоляции, доставки продуктов и медикаментов, а также для дезинфекции улиц.

Уверен, что в 2021 году рынок дронов продолжит расти, так как бизнес и государство постепенно открывают для себя все преимущества беспилотных устройств. Среди наиболее перспективных отраслей для их использования — сельское хозяйство, нефтяная отрасль, горнодобывающая промышленность, управление инфраструктурой и территориями.

Максим Захаренко, генеральный директор компании "Облакотека".

Ключевой опыт ушедшего года – понимание того, что мы на старте нашего бизнеса 9 лет назад выбрали правильную модель работы. Это помогло не только нам самим без потерь пережить непростые времена, но и поделиться этим опытом с нашими партнёрами и клиентами. С первого дня работы мы используем распределенный подход: более 70% наших сотрудников работают удалённо и из регионов. Ключевые сотрудники собираются очно в офисе раз в две недели для обсуждения и контроля результатов, а также планирования. Как только начались ограничения, мы просто отменили очные встречи и перевели их в онлайн, стали делать то же самое в Teams.

Кроме того, в трудные весенние месяцы, когда часть бизнесов была вынуждена приостановить\сократить деятельность, стало понятно, что многие минимально пострадавшие компании идут\могут пойти на встречу и помочь тем, кому это необходимо. Например, мы в апреле запустили инициативу #БизнесЖиви, в рамках которой компании из пострадавших отраслей получили каникулы на использование наших IaaS мощностей до конца мая. При этом мы предоставляли не отсрочку платежей, а именно полноценные каникулы без оплаты.

Да, облачный рынок рос быстрее, чем в позапрошлом году, поэтому можно смело занести его в актив. Процессы шли в двух направлениях. С одной стороны, экономические сложности, связанные с пандемией, приостановили существующие планы по развитию бизнеса у многих компаний. С другой стороны, мы наблюдали перенос бизнес-процессов в онлайн (цифру). Например, многие заказы стали приниматься через интернет, клиенты обслуживались удаленно, а также получали доставку на дом продуктов питания, лекарств, одежды, техники и многого другого. Помимо этого, появился тренд на повсеместную "удаленку", когда все компании были вынуждены перевести сотрудников на работу из дома. Самый быстрый путь в онлайн и цифру – это облако, где все «нижние» задачи, связанные с развертыванием оборудования, построением сетей, организацией безопасности и доступом уже решены.

Мы выросли больше, чем на 30%. В 2020 быстрее других рос сегмент IaaS. Это связано с тем, что информационные системы компаний переносились в облако «как есть», без смены прикладного ПО, без затрагивания пользовательских интерфейсов и т.д. Но, получив опыт облачного развертывания, для многих стала очевидна относительная легкость интеграции различных систем и возможность достаточно быстро заменить устаревшее ПО более современными сервисам. В 2021м году это, безусловно, разгонит и PaaS и SaaS сегменты.

Николай Харитонов, глава представительства компании Vertiv в России и Беларуси.

И если говорить об уроках уходящего года, то главный урок 2020 я бы сформулировал так: в любой ситуации фокусироваться не на проблемах и барьерах, а на задачах и целях. В жизни гарантировано, пожалуй, только одно – бесконечные изменения и новые повороты. В какие-то периоды мы несемся на всех парах, а иногда приходится замедляться. Но движение вперед, в широком смысле, невозможно остановить. Я очень благодарен своей команде за поддержку в 2020 году, в который мы еще лучше узнали друг друга, и смогли сконцентрировать наши возможности для достижения общей цели.

Да, несмотря на все сложности и ограничения, 2020 год с точки зрения бизнеса стал для нас успешным. Vertiv работает в отрасли решений для крупных дата-центров. Это серьезные и длительные проекты, включающие возведение капитальных зданий, прокладку инженерных коммуникаций. Останавливать такой проект экономически не выгодно. Поэтому работая в данной нише у нас есть определенные преимущества. Более того, потребность в ЦОДах увеличилась и появилась планы по строительству новых площадок. Также переход на удаленную работу стимулировал многие предприятия решать инфраструктурные задачи: покупать дополнительное оборудование, модернизировать каналы передачи данных, что увеличило спроса на ИБП и системы кондиционирования. По итогам первых трех кварталов мы достигли показателей, которые были запланированы еще до пандемии.

Главным достижением 2020 года стало сохранение показателей бизнеса в тех обстоятельствах, в которых все мы оказались. В планах на 2021 год увеличение объема поставок оборудования. Кроме того, мы хотим усилить сервисный департамент еще несколькими специалистами, а также расширить отдел продаж.

Светлана Емельянова, ШАГ Консалтинг

Это был пятый кризис за историю нашего бизнеса. "Технология" прохождения кризисов очередной раз подтвердила себя. Она сработала и в этом году, хоть кризис был совершенно другого генеза.

Что выжили, обошлись без кредитов, закончили год без долгов. Получили несколько новых заказчиков. Сохранили действующие контракты.

Скорее всего, будет дальнейшее падение оборота и капитализации. Основные причины - падение спроса и курс рубля.