В СССР стали строить метро значительно позже чем в США🇺🇸 и Западной Европе, однако очень быстро советские метростроевцы вырвались на первые места по многим показателям❗️
После Второй мировой войны, советский Госплан разработал нормы, по которым метро полагалось строить в каждом городе-миллионнике🏬
Однако Рига🇱🇻 до показателя в 1 000 000 жителей не дотягивала даже в 1980-х. Вместе с тем, помимо статуса столицы союзной республики, Рига еще и занимала третье место в Союзе по количеству поездок на общественном транспорте🚃 на душу населения.
Поэтому, с конца 1970-х годов в Риге началось проектирование метро, которое к 2021 году должно было состоять из трех линий.
Первой должна была открыться ветка «Засулаукас» - «ВЭФ», соединяющая два берега Даугавы❗️
Условия строительства были достаточно выгодными для Латвии🇱🇻, более 2/3 средств выделял союзный бюджет. При этом, само метро планировалось на перспективу, с перехватывающими парковками, с учетом строительства новых микрорайонов.
Следует учесть, что сложные рижские гидрогеологические условия во многом сродни петербургским, поэтому к разработке проекта привлекли ленинградских метростороевцев, отлично справлявшихся и с заморозкой плавунов и со строительством туннелей🚉 под Невой.
К 1988 году проектирование было полностью закончено, однако, увы, к строительству так и не удалось приступить. Причина была даже не в состоянии экономике, а в массовых протестах🗣сторонников «Народного фронта» и примкнувших к ним «зеленых».
Некоторые поводы для протестов хотя бы звучали убедительно, другие были сродни мракобесию.
Приведем основные:
- Условия в Риге🇱🇻 не позволяют строить метро, уйдут грунтовые воды и часть города провалится под землю (Ага, стоящий на болотах Ленинград-Петербург, почему-то никуда не провалился);
- Из-за строительства в город приедут сотни тысяч рабочих👷🏼♂️ со всего СССР и Рига окончательно перестанет быть латышским городом (планировался приезд пары сотен квалифицированных рабочих и инженеров, и масштабная подготовка местных кадров);
- Метро глубокого залегания не предназначено для маломобильных пассажиров (ну на ситуации с инвалидами👩🏼🦽, вообще, не хорошо спекулировать);
- При строительстве метро будет утрачен исторический облик старой Риги🇱🇻 (это при том, что в Москве🇷🇺 и Ленинграде большинство наземных павильонов в центре, ювелирно встроены в уже существовавшие дома или находятся в подземных переходах);
- После строительства метро, Ригу объявят городом союзного подчинения и выведут из состава СССР (ага, и видимо еще подарят как Крым Украине);
Были и еще аргументы, в итоге строительство метро отложили. Ну, а после восстановления независимости такого богатого спонсора как Советский Союз, не стало❌
Проект скоростного трамвая🚋 тоже не удалось реализовать. В итоге, по утрам и вечерам, Рига с почти миллионом автомобилей стоит в пробках и задыхается от выхлопных газов. На общественном транспорте от «Засулаукаса» до «ВЭФа» ехать даже не в час пик больше 40 минут.
Жалко утраченную возможность, метро, это конечно дорого, зато быстро. А сколько обученных специалистов из Латвии🇱🇻 могли бы получить работу на той же стройке туннеля под Ла-Маншем❓Да и с подобным опытом, может быть Латвия стала бы застрельщиком амбициозного туннеля под Финским заливом в рамках проекта Rail Baltic (и ребята из Народного Фронта, которые сейчас стали частью политической элиты могли бы получать больше денег от ЕС).
Но увы, вместо того, чтобы взять от «Империи зла» все хорошее, что она могла дать, излишне ретивые борцы за независимость оставили крупнейший город Балтии без самого удобного общественного транспорта.
Кстати, соседней Польше 🇵🇱 еще при Сталине, СССР помог в строительстве перового небоскреба, похожего на московские высотки-сталинки. Так там, после распада советского блока вообще предлагали его снести (правда, построенное опять же таки при советской помощи метро зарыть вроде бы инициатив не было)🤷🏻♂️
Самое обидное в том, что старая история с не построенным метро вбила очередной клин между многими русскоязычными и латышами. До сих пор «хорошим тоном» радикальных националистов является безоговорочная поддержка всех тезисов «против»🙅🏻♂️, в то время как многие русскоязычные общественные деятели не упускают возможности лишний раз подшутить на тему «национализм до метро не доводит».
Периодически в качестве пропаганды об этой истории вспоминают и кремлевские пропагандисты. Нам же, патриотам Латвии🇱🇻 и евроскептикам, просто хочется признать, что красивое удобное метро было бы хоть частичной моральной компенсацией за репрессии, ссылки и национализацию 1940-х.
А если хотите узнать, как выглядело бы рижское метро, увы придется ехать в Москву🇷🇺. Там надо спуститься на станцию «Рижская». Этот памятник подземной архитектуры весь отделан материалами, произведенными в Латвии🇱🇻