На страницах канала мне уже не раз приходилось упоминать о Палкинском торфянике, расположенном всего в нескольких километрах от Екатеринбурга. Это поистине уникальное место, где до наших дней сохранилось немало археологических памятников, старых рудников и живописных скальных выходов, в том числе и знаменитых уральских "каменных палаток". Конечно же, знакомиться с местными достопримечательностями лучше всего в тёплое время года, но и зимой здесь можно проложить интересный маршрут похода выходного дня. Сегодня я предлагаю вам отправиться в такое небольшое путешествие, чтобы погрузиться в зимнюю сказку настоящей уральской тайги.
Наш путь начинается в междуречье Исети и Решётки, там, где очередная очередь Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги пересекает трассу водовода. Хорошим ориентиром служат живописные скальные выходы, заметные при движении по ЕКАДу ещё издалека. Тот, что расположен слева от водовода, известен в народе под названием Баба Яга, а тот, что справа – Разбойник.
Что касается самого водовода, эта магистраль протяжённостью более 11,5 километров была построена в начале 80-х годов прошлого века в рамках модернизации канала, соединившего реки Чусовая и Исеть. Именно по его трубам диаметром в полтора метра вода из Волчихинского водохранилища попадает в Исетское озеро, служащее водозабором для Среднеуральской ГРЭС. Вдоль трассы водовода для его обслуживания в своё время проложили технологическую грунтовую дорогу. Хотя она остаётся более или менее проезжей практически круглый год, за исключением, разве что, периода весенней распутицы, проезд по ней официально запрещён, о чём предупреждают соответствующие знаки. Лучше всего оставить машину на небольшой заасфальтированной площадке на обочине ЕКАДа и отправиться дальше пешком. Впрочем, никто не мешает вам последовать примеру местных дачников, грибников и охотников и продолжить движение по технологической дороге на своём транспортном средстве. Особо упорные могут проехать по ней до самой станции Гать, находящейся в десяти с лишним километрах к северо-востоку.
Первое, на что вы обратите внимание, отойдя от ЕКАДа всего на несколько сотен метров – огромное болото, тянущееся вдоль дороги. Зимой оно особо не впечатляет, зато летом выглядит весьма живописно, будучи сильно обводнённым. Болото площадью в несколько квадратных километров образовалось во время строительства водовода: из-за неправильно организованной дренажной системы небольшая с виду речка Романовка вскоре после окончания строительства здорово подтопила обширный участок леса.
По небольшому мостику дорога пересекает современное русло Романовки. Речка эта совсем небольшая, она берет своё начало в болоте Чистом и впадает в Исеть, а её общая протяжённость едва ли превышает четыре километра. Говорят, что во второй половине XIX века на этой речке жители окрестных деревень небезуспешно промывали золотой песок. Собравшись с духом и прогулявшись по заросшему кустарником руслу реки, ещё можно увидеть едва заметные ныне следы некогда весьма кипучей человеческой деятельности. Если перейти Романовку и продолжить путь вдоль трассы водовода, примерно через полтора километра справа вы увидите тропинку, уходящую в сторону Исети. Она приведёт вас на мыс Макуша, где археологи ещё в начале XX века обнаружили следы уникального поселения древних уральцев. Об истории этого необычного места я уже писал на страницах своего канала ранее. В полутора километрах к северу от Макуши расположен ещё один археологический памятник, известный как Еловый мыс. Если на Макуше наши предки жили и трудились, то на Еловый мыс приходили, чтобы поклоняться своим языческим богам: археологи доказали, что здесь некогда располагалось крупное святилище.
Впрочем, наш путь сегодня лежит в другом направлении. Сразу за Романовкой слева от дороги вы увидите квартальную просеку направления север-юг, круто взбирающуюся на небольшой пригорок. Если двигаться по просеке не сворачивая примерно полтора километра, минуя многочисленные заболоченные низины и замёрзшие ручейки, вы попадёте на склоны горы Дурман. В этих местах в 1885 году отставной солдат по фамилии Кузьмин, живший в деревне Палкино, открыл месторождение граната-альмандина. На следующий год месторождение обследовал известный минералог Александр Николаевич Карножицкий – приват-доцент Санкт-Петербургского университета. Он выяснил, что целая полоса выходов первоклассного граната протянулась от горы Медвежка возле посёлка Северка почти до самого Чёртова городища, расположенного между станциями Гать и Исеть. Эти месторождения он назвал Евгение-Максимилиановскими копями – в честь светлейшей княжны Евгении Максимилиановны Романовской, герцогини Лейхтенбергской, в замужестве получившей титул принцессы Ольденбургской. В то время она являлась почётным президентом Минералогического общества в Санкт-Петербурге.
Знаменитые копи заслуживают отдельного рассказа, который обязательно появится на страницах моего канала позднее. Сегодня о них я расскажу лишь кратко. Гранатовая копь, расположенная на южном склоне горы Дурман, носит название Верхоловской. В настоящее время она представляет собой несколько ям, выкопанных в глинистой породе насыщенного бурого цвета. Здесь можно без труда найти зёрнышки граната-альмандина красно-коричневого оттенка диаметром до 5-7 миллиметров. На северном склоне горы расположена ещё одна известная копь – Большая Евгение-Максимилиановская. Помимо гранатов в этих копях до сих пор находят и другие интересные минералы: розовый кварц, эпидот, гессонит и даже прозрачные топазы.
Если вернуться назад и спуститься со склона горы Дурман, вы увидите просеку, уходящую в перпендикулярном направлении. Двигаясь по ней на запад, вы выйдете на склоны Поповой горы, больше известной в наши дни как гора Пуп. Её склоны довольно-таки крутые, здесь даже встречаются отдельные скальные выходы. Правда, даже до масштаба самых небольших классических уральских "каменных палаток" они всё же не дотягивают. У подножия Поповой горы также имеется немало шурфов, выкопанных хитниками. Здесь расположена копь, названная по имени горного инженера Ивана Редикорцева. Как и на горе Дурман, ищут тут в основном гранат и эпидот. В отличие от Верхоловской копи, богатой красными гранатами-альмандинами, в копи Редикорцева попадается в основном жёлтая разновидность этого минерала – гессонит.
Вершина Поповой горы в наши дни сильно заросла лесом, но в просветах между деревьями до сих пор открывается прекрасный вид на ближайшие окрестности, которым в своё время восхищался ещё сам Карножицкий. Внимательный путешественник обязательно обратит внимание на небольшую бетонную плиту, расположенную на самой вершине горы. Это основание бывшего геодезического пункта, о чём свидетельствует сохранившаяся металлическая марка. Правда, надпись на ней практически нечитаемая.
С запада к Поповой горе практически вплотную примыкает болото Чистое – исток Романовки. Если спуститься по натоптанной тропинке по восточному склону горы, вы снова выйдете на квартальную просеку недалеко от места её пересечения с трассой водовода. Круг замкнулся – это значит, что можно двигаться назад к ЕКАДу, тем более, что зимний световой день очень скоротечен.
Об интересных местах, расположенных в непосредственной близости от Екатеринбурга, я упоминал и в других своих публикациях: к примеру, рассказывая о 37-ой "Майской прогулке", которая в 2020 году в силу всем известных причин состоялась лишь в сентябре, или перечисляя самые известные древние уральские писаницы, каждая из которых может стать неплохим пунктом назначения в маршруте похода выходного дня. Ну а если вас в первую очередь притягивают уральские самоцветы и старые копи, вас наверняка заинтересует мой рассказ о знаменитом гранатовом ожерелье Урала. И, конечно же, не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал, если публикация вам понравилась.