Найти тему
Компания Dayco

Без колебаний: зачем в моторах используют демпфер коленвала и нужно ли его менять

Опытные автолюбители знают: когда меняешь ремень ГРМ, лучше сразу заменить и все сопутствующие устройства — натяжные и обводные ролики, а также водяной насос. Эти узлы вряд ли доживут до следующей плановой замены ремня. А значит, автовладельцу предстоят дополнительные расходы на услуги автосервиса. В инструкции по эксплуатации автомобилей вообще рекомендуется одновременно с ремнем ГРМ менять ремень привода навесного оборудования – опять же, вместе с роликами и натяжителями, которые к нему предусмотрены. Но есть в конструкции автомобильных ременных приводов еще одна расходная запчасть, о которой нередко забывают — гаситель крутильных колебаний, или демпфер. Эта небольшая, но важная деталь тоже со временем изнашивается и требует своевременной замены.

-2

Мягкая сила

Демпфер нужен для сглаживания и компенсации крутильных колебаний коленчатого вала двигателя. Такие вибрации возникают в двигателе из-за неравномерного воздействия на вал со стороны шатунно-поршневой группы. С одной стороны, демпфер защищает мотор от повреждений из-за вращательного резонанса коленвала. С другой – предохраняет ремни и компоненты привода от рывков, которые происходят из-за неравномерного вращения вала. Можно только посочувствовать двигателю автомобиля, чей владелец в попытке сэкономить последовал совету «знатоков» и установил вместо демпфера простой цельнометаллический шкив, который якобы никогда не выйдет из строя.

-3

Главная «фишка» демпфера заключается как раз в упругом демпфирующем элементе, который, собственно, и отвечает за гашение колебаний. Обычно это резиновое кольцо, которое устанавливается между двумя металлическими частями демпфера: внутренней (ступицей) и наружной (маховиком). Ступица жёстко «сидит» на оси коленвала, а на маховик натягивают ремни вспомогательного оборудования. Когда равномерное вращение коленвала прерывается, упругая резина демпфера, скручиваясь и раскручиваясь, сглаживает возникающие разности угловых скоростей ступицы и маховика.

Простой (одинарный) демпфер
Простой (одинарный) демпфер
Двойной демпфер
Двойной демпфер

Неупругая деформация

Упругий демпфирующий элемент — штука недолговечная. Со временем резина трескается и расслаивается. И не только от усталости из-за постоянного растяжения-сжатия, от чего происходят микроразрывы полимерных цепочек резины. Резина изнашивается под воздействием тепла от мотора и контакта с маслом и другими техническими жидкостями.

Понять, что демпфер не в порядке, можно по необычному шуму и ударам, доносящимся из-под капота, по вибрациям и свисту проскальзывающих приводных ремней. Причем интенсивность этих проявлений меняется по мере увеличения оборотов двигателя.

Квалифицированному автомеханику при замене приводного ремня достаточно будет одного взгляда на демпфер, чтобы оценить степень его повреждения. Износ профиля, микротрещины и надрывы резины, видимые механические повреждения – всё это свидетельствует о необходимости замены демпфера. Стоит отметить, что сама процедура замены требует профессионального подхода. Во-первых, следует обязательно заменить болты, крепящие демпфер. Во-вторых, демпфер должен быть ровно расположен на шкиве и плотно прилегать к фланцу. Ну и наконец, болты необходимо затягивать с определенным крутящим моментом. На этом фото изображена характерная деформация, которая возникает из-за неправильной установки демпфера и недостаточной затяжки крепежных болтов. Даже небольшое смещение крепления демпфера относительно его правильного положения может породить избыточный шум при работе и раньше срока вывести из строя ремень привода.

На фото деформация демпфера, которая возникла в результате неправильной установки и не соблюдения момента затяжки болтов крепления. Любое смещение крепления демпфера может вызвать дополнительный шум в системе и повышенный износ ремня.
На фото деформация демпфера, которая возникла в результате неправильной установки и не соблюдения момента затяжки болтов крепления. Любое смещение крепления демпфера может вызвать дополнительный шум в системе и повышенный износ ремня.

Непоколебимая технология

Внешность демпфера обманчива. Чтобы эта простая на первый взгляд деталь работала как следует на протяжении положенного срока, её производитель должен обладать серьезной технической экспертизой и современным высокоточным оборудованием. Dayco, будучи крупным поставщиком комплектующих на сборочные конвейеры большинства автомобильных брендов, славится репутацией надежного производителя деталей и узлов систем ременного привода. Компания не просто выпускает продукцию по техническим требованиям автозаводов: опытные инженеры Dayco принимают непосредственное участие в проектировании компонентов для новых двигателей. Результатом такого сотрудничества с глобальными концернами, в числе которых Volkswagen, Ford, PSA и Fiat, стали передовые конструкции и технологии, которые находят применение и в новых изделиях Dayco для рынка запчастей.

Помимо демпферов классического типа, Dayco выпускает на порядок более сложные гасители колебаний коленвала с двойной амортизацией — DDS (Double Damping System). В их конструкции присутствует не один, а два упругих элемента и десяток металлических составных частей. Удел таких устройств — работать в мощных и высоконагруженных двигателях. Демпфер такого типа, к примеру, был разработан Dayco совместно с концерном FIAT для дизельного мотора MultiJet 1.9/2.0.

Специальный гаситель был спроектирован при участии Daycoи для машин с системой «старт-стоп». Из-за многократных запусков и остановок мотора он должен был выдерживать гораздо большие нагрузки. Упругий демпфирующий элемент, в качестве материала которого используется резина, не способен справляться с такой задачей самостоятельно: ему на помощь приходит узел с металлическими пружинами.

Возможности Dayco позволяют разрабатывать и выпускать комплектующие практически для любого двигателя. В фирменном онлайн-каталоге вы легко найдете демпфер коленвала, подходящий для вашего автомобиля. К нему потребуется и новый комплект болтов для крепления: использовать старые болты нельзя, так как после предыдущей затяжки с требуемым усилием они будут вытянутыми. Комплекты демпферов Dayco с монтажными болтами обозначаются буквой К в конце артикула: например, DPV120K.

-7