Найти тему
Владимир Черкасов

Некоторые нестыковки в пятой серии телесериала «Перевал Дятлова»

В пятой серии нашли свое отражение версии гибели группы Дятлова, связанные с так называемыми «огненными шарами». Некоторые особенности показа этого феномена в телесериале «Перевал Дятлова» я рассмотрел в соответствующей статье. Здесь я коснусь наполнения конкретно пятой серии.

Серия начинается с того, что Костин проявляет фотографии с огненными шарами, которые он сделал накануне во время ночевки на перевале.

Данная серия несет в себе следующие основные нестыковки:

1. Начало серии отмечено очередным ляпом, связанным со знаками различия силовых структур. В совещании, на котором обсуждается ход работ по поиску пропавших туристов, принимают участие расследующие уголовное дело прокурор города Ивдель Василий Темпалов и следователь Лев Иванов. С одной стороны, оба они изображены моложе своего реального возраста, но в то же время создатели сериала «повысили» персонажей в звании. Прокурору Темпалову костюмеры пришили разные петлицы, правая из которых означает что он имеет звание старший советник юстиции, что соответствует воинскому званию «полковник». При этом левая петлица на одно звание ниже – советник юстиции, то есть подполковник. Следователь Иванов, судя по знакам различия – старший советник юстиции, хотя его петлицы не в полной мере соответствуют реальным – продольные полосы не золотистого, как должны были быть, а красного цвета. Нельзя не отметить стремительный служебный рост Иванова – в первой серии он был младшим советником юстиции, то есть майором, как и Костин. Сведений о том, в каких на самом деле званиях на момент проведения расследования были сотрудники Ивдельской прокуратуры я, к сожалению, не нашел, но можно провести некоторое сравнение – Темпалов был ровесником одного из членов группы Дятлова – Семена Золотарева, которого сценаристы представили как капитана КГБ. Темпалов, как и Золотарев, являлся участником Великой Отечественной войны, имел боевые награды. Можно с большой долей вероятности предполагать, что они имели примерно равные друг другу звания.

Темпалов во время разговора у книжных стеллажей (кадр из сериала). Бросаются в глаза разные петлицы на кителе прокурора.
Темпалов во время разговора у книжных стеллажей (кадр из сериала). Бросаются в глаза разные петлицы на кителе прокурора.

2. На совещании Костин допускает некоторое нарушение субординации: когда он высказывает мнение, о необходимости активизировать поиски то добавляет, что окончательное решение по этому вопросу должен принимать «товарищ Иванов». Таким образом, он называет главным руководителем операции следователя, хотя по тогдашней структуре советской прокуратуры, следователь Иванов подчинялся районному прокурору Темпалову, а не наоборот.

3. Темпалов, увидев фотографии «огненных шаров», сходу предлагает Костину версию: «Это могло быть инопланетное что-то». Выглядит крайне маловероятным, чтобы два советских офицера, ведущие расследование уголовного дела, в конце 50-х годов стали бы на полном серьезе обсуждать в качестве одной из версий «инопланетную».

4. На выходе из вокзала Костин обращается к водителю своей служебной машины: «Товарищ лейтенант!», хотя на водителе погоны старшины. При этом нельзя сказать, что Костин невнимательный – ведь за несколько минут до этого по фрагменту татуировки он мгновенно понял где воевал стоящий перед ним инвалид.

5. В кабинете начальника Костин опять допускает оплошность – обращается к тому: «Товарищ генерал-лейтенант!», хотя тот на одно звание ниже. Может решил польстить?

6. Генерал, объясняя Костину причину, по которой не стоит беспокоиться в связи с «огненными шарами», называет ракету Р-7 «боевой». Однако на вооружение данная ракета будет принята только через год – в феврале 1960 года. На момент гибели туристической группы Дятлова, испытания ракеты Р-7 еще не были завершены, и она считалась экспериментальной.

7. Во время разговора у настила в овраге, один из поисковиков сходу определяет количество людей, для которых был сооружен настил: «как раз для четверых». В то же время в заключительной, восьмой серии показаны только трое травмированных туристов, для размещения которых делался настил – Золотарев, Дубинина и Тибо-Бриньоль. Остальные члены группы, по версии сценаристов, сохраняли способность двигаться до самой смерти.

8. В ответ на предложение своей спутницы сходить в мавзолей, Костин презрительно бросает: «Тебе на работе трупов не хватает?». Кроме того, он отмечает, что «товарищ Ленин сам тот еще шутник был». Костин забыл, что в тот период в мавзолее располагался не один Ленин, но еще и Сталин. Вообще подобное отношение со стороны офицера КГБ к находившимся в мавзолее телам вождей СССР выглядит совершенно невероятным.

9. Вызывает крайнее изумление та легкость, с которой Костин находит в ручье пистолетную гильзу. По сюжету сериала Золотарев стрелял из пистолета в феврале, когда ручей был скрыт льдом и толстым слоем снега. Талые воды более чем за два месяца должны были унести легкую гильзу далеко от места выстрела, однако она осталась лежать прямо рядом со умершим стрелком. С другой стороны – Золотарев, не двигаясь, отстреливает всю обойму, но рядом с местом стрельбы найдена всего одна гильза.

Костин возле ручья в овраге (кадр из сериала). Капитан КГБ оказывается невероятно зорким - находит маленькую пистолетную гильзу, хотя это место уже осматривала толпа поисковиков, которые пропустили важную улику.
Костин возле ручья в овраге (кадр из сериала). Капитан КГБ оказывается невероятно зорким - находит маленькую пистолетную гильзу, хотя это место уже осматривала толпа поисковиков, которые пропустили важную улику.

10. Судебно-медицинский эксперт называет причиной смерти Золотарева множественные переломы ребер с кровотечением в плевральную полость. Поведение Золотарева в заключительной серии совершенно непохоже на человека с такими телесными повреждениями: он относительно свободно ползает, стреляет из пистолета, громко разговаривает, не испытывая при этом никаких затруднений с дыханием; между его травмированием и смертью в сериале проходит не менее полутора-двух часов.

11. В рамках сюжета сериала совершенно непонятно, зачем Костин дает Темпалову указание не отражать в уголовном деле находку пистолета и обнаружение признаков стрельбы на месте происшествия. Только что, один из поисковиков намекнул на то, что туристов из палатки могли выгнать некие люди, Золотарев видимо расстрелял в кого-то всю обойму – налицо признаки обычного уголовного преступления. Для чего прятать признаки преступления, если заранее неизвестно чем закончится расследование? Также не объясняется почему Костин так легко отметает версию нападения животных, ведь он, опять же, не знает в кого именно стрелял Золотарев.

12. В разговоре о причинах, по которым туристами могло быть применено огнестрельное оружие, вдруг выясняется, что по следу бежавших заключенных должен был идти отряд преследования. Собеседник Костина, кроме того, утверждает будто такие подразделения относятся к структурам КГБ, хотя «комитет» никогда не занимался охраной мест лишения свободы, поскольку это относилось к компетенции знаменитого ГУЛаг – Главного управления лагерей НКВД, а затем МВД СССР. Никаких «летучих отрядов», да еще и непременно «из бывших горных стрелков», в 1959 году в уголовно-исполнительной системе СССР не было.

13. Костин встречает судмедэксперта Шуманову, которая обедает в столовой исправительной колонии. Непонятно с какой целью она там оказалась, если ее работа никак не связана с заключенными.

14. В сериале так и остались необъясненными самые необычные травмы туристов – отсутствие глаз у Золотарева и Дубининой и отсутствие языка у нее же. Судмедэксперт Шуманова утверждает, будто это произошло вследствие вымывания весенними талыми водами, однако не говорит, почему у найденных в том же месте, в тех же условиях тела Тибо-Бриньоля и Колеватова не потеряли ни глаз, ни языков. Нельзя не отметить, с какой аккуратностью сценаристы обходят возможность нанесения туристам телесных повреждений человеком. В процессе разговора Костин и Шуманова перечисляют множество вероятных орудий преступления, но не называют среди них человеческие руки и ноги.

Начальник колонии во время разговора с Костиным (кадр из сериала). Непонятно зачем полковник застрелился - ведь его не уличили ни в чем серьезном.
Начальник колонии во время разговора с Костиным (кадр из сериала). Непонятно зачем полковник застрелился - ведь его не уличили ни в чем серьезном.

15. Момент с самоубийством начальника колонии вызывает несколько вопросов. Стреляется он держа пистолет в левой руке, рана на голове также с левой стороны, при этом и гильза лежит слева от него и от пистолета. Пистолет ТТ, из которого он застрелился, отбрасывает гильзы вправо, в силу особенностей своей конструкции. Таким образом, нахождение гильзы с левой стороны от стрелка и самого пистолета, выглядит довольно странно.

16. Совершенно непонятны мотивы, по которым начальник колонии покончил с собой – ведь он не виновен непосредственно в смерти своего подчиненного. Наоборот – правильно было бы разыграть гнев, немедленно начав поиски виновных в нарушениях во вверенном ему учреждении.