Найти в Дзене

Как один твит может разрушить жизни людей

Чем обернулось хихиканье на конференции для парочки приятелей и той, что передала их шутку на суд общественности.
Оглавление

Чем обернулось хихиканье на конференции для парочки пересмешников и той, что передала их шутку на суд общественности.

Одна идиотская фотография. Один неуместный комментарий в соцсетях после лишнего бокала вина. И вот уже волна народной ярости сносит все на своем пути, а жизнь летит под откос. Это может коснуться любого в самый неожиданный момент. Это — темная сторона соцсетей.

Британский писатель и журналист Джон Ронсон посвятил целое исследование природе онлайн-шейминга и его главным генераторам — людям, которые «восстанавливают справедливость» в интернете, походя круша карьеры и жизни целых семей, а иногда и свои собственные. Делимся отрывком из его книги «Итак, вас публично опозорили. Как незнакомцы из социальных сетей превращаются в палачей», после которого едва ли захочется хихикать на конференции.

Судьбоносная шутка на конференции

— Я никто, — сказал Хэнк. — Обычный парень, у которого есть семья и работа.

«Хэнк» — не настоящее имя. Настоящее он сумел сохранить в секрете. Мы говорили по Гугл Хэнгаутс. Хэнк создавал впечатление болезненного, нервного человека, которому куда комфортнее работать в полном одиночестве, чем болтать с незнакомцем.

17 марта 2013 года Хэнк был на конференции разработчиков в Санта-Кларе. Ему в голову пришла дурацкая шутка, которой он шепотом поделился со своим приятелем Алексом.

— Что за шутка? — спросил я.

— Она такая отстойная, что я даже не помню ее дословно, — сказал он. — Что-то про вымышленную деталь, у которой очень большой донгл [dongle — электронный ключ или флешка; слово может использоваться для обозначения мужских половых органов]. И мы хихикали над этим. Так тихо, что это даже разговором не назвать.

Через пару мгновений Хэнк заметил, что сидящая перед ним женщина обернулась и сделала снимок. Хэнк решил, что она сфотографировала толпу. И посмотрел вперед, чтобы не ей испортить кадр.

Первая реакция

Один из организаторов конференции спустился в проход и сказал Хэнку и Алексу: «Вы не могли бы пройти со мной?». Их привели в офис, где сообщили, что поступила жалоба на замечания сексуального характера.

— Я сразу же извинился и объяснил, что это не подразумевалось, как комментарий сексуального характера. И что нам жаль, если кто-то услышал это и воспринял как оскорбление. И они такие: «Ладно, все понятно», — сказал Хэнк.

Парни уже ехали в аэропорт, когда задумались: а каким образом сидящая перед ними женщина донесла свою жалобу до организаторов конференции? Им вдруг стало не по себе. Была кошмарная вероятность, что это произошло в форме общедоступного твита. Так оно и оказалось. Не успел Хэнк вернуться из командировки, как его тут же уволили.

— Я собрал свои вещи и вышел на улицу, чтобы позвонить жене. Я не из тех, кто пускает слезы, но… — Хэнк сделал паузу. — Когда я сел в машину к жене, я просто… У меня трое детей. Увольнение пугало.

Публичное извинение

Той ночью Хэнк сделал свое единственное публичное заявление. Он опубликовал короткое сообщение на форуме «Хакер Ньюз».

«Всем привет, я парень, который пошутил про большие донглы. Прежде всего, хочу сказать, что прошу прощения. Я не хотел никого обидеть и сожалею о комментарии и о том, какие чувства он заставил испытать Адрию [автора твита]. Она имела полное право рассказать об этом, и я защищаю ее позицию. [Но] из-за той фотографии сегодня я лишился работы. И это полный отстой, потому что у меня трое детей и мне правда нравилась моя работа. Она никак не предупредила меня, она улыбнулась, делая тот кадр, и предрешила мою судьбу».

— На следующий день, — продолжил Хэнк, — Адрия Ричардс позвонила в мою компанию и попросила их, чтобы они попросили меня удалить ту часть извинения, в которой сказано, что из-за ее твита я лишился работы.

Скандал набирает обороты

В тот вечер, когда Хэнк оставил свое послание на «Хакер Ньюз», в инцидент начали вмешиваться посторонние люди. Хэнк начал получать слова поддержки, а на Адрию ополчилось знаменитое скопище троллей — веб-форум 4chan/b/.

Кто-то прислал Адрии фотографию обезглавленной женщины, чей рот был заклеен скотчем. В Фейсбуке появился пост: «Надеюсь, я смогу найти Адрию, похитить ее, надеть ей на голову мешок и выстрелить из дозвуковой-22 прямо в ее тупой череп. К черту эту сучку заставим ее заплатить». Вскоре после этого сайт ее работодателя, компании «СендГрид» подвергся DDoS-атаке и вышел из строя. Несколькими часами позже Адрию уволили.

6 месяцев шейминга

Угрозы расправы и изнасилования в адрес Адрии продолжились и после увольнения.

— В ее случае все стало сильно хуже, — сказал мне Хэнк. — Ей пришлось исчезнуть на полгода. Вся ее жизнь оценивалась интернетом. Для нее — вообще ничего хорошего.

— Вы виделись с того случая? — спросил я его.

— Нет, — ответил он.

С того дня прошло десять месяцев. У Хэнка было десять месяцев на то, чтобы его чувства улеглись и сформировалось какое-то складное мнение, так что я спросил его, что он теперь думает о ней.

— Думаю, что никто не заслуживает того, через что прошла она, — ответил он.

Эту и другие истории вы найдете в увлекательном журналистском расследовании Джона Ронсона. Его книга «Итак, вас публично опозорили» захватит всех, кто хоть как-то присутствует в интернете. Ведь каждому из нас есть что сказать об общественном осуждении. Купить ее можно по ссылке.