Первый класс для родителей может стать как адом, так и вполне сносным временем. И как именно он пройдет для вас и вашего ребенка зависит от его мотивации и развития познавательных процессов (развивать которые никогда не поздно!). Есть 3 кита, на которых строится успешное обучение первоклассника. Это внимание, память и мышление. Именно от них зависит, насколько хорошо сможет ребенок учиться.
Итак, 1 кит - внимание. Это основа, фундамент для всего обучения. Невнимательный ученик просто не слышит слов учителя, не успевает включиться в работу, легко отвлекается, допускает ошибки при письме, пропуская буквы или не дописывая их. При решении примеров путается в цифрах, может написать не ту, что хотел. При чтении перескакивает по строчкам, не дочитывает до конца, теряет нить повествования.
Однако развивать внимание достаточно легко, необходима только настойчивость мамы, занятия нужно проводить каждый день на протяжении минимум 2-х месяцев, а лучше дольше. Время на выполнение 5-10 минут. Самые простые задания: вычеркнуть из любого текста (можно из газеты) две любые буквы, продолжить узор на листике в клеточку и довести его до конца строчки (узоры можно усложнять). Вписывать разные значки в геометрические фигуры (в каждую фигуру свой значок), графические диктанты под диктовку (схем в интернете море), есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте, там надо за короткое время найти последовательно цифры от 1до 10, 100. Все эти задания учат ребенка концентрироваться на тексте, распределять внимание, быстро переключаться. А графические диктанты еще и помогут запомнить право и лево, тренируют слуховое внимание.
2 кит - это память. Обычно дети легко запоминают то , что им интересно. Но вот с произвольным запоминанием могут быть сложности. Такому ребенку тяжело выучить стихотворение, правило, а выучив, он быстро забывает. Начните заучивать короткие стихи. Например «Мохнатая азбука» Б. Заходера, потом стихи подлиннее, главное, чтобы они были веселые и нравились ребенку. Пересказывайте рассказы по очереди, задавайте вопросы на понимание прочитанного в игровой форме, специально ошибайтесь, чтобы ребенок мог вас исправить и получить похвалу. Читайте познавательные энциклопедии и потом вспоминайте информацию из них при случае, играйте в игры на развитие зрительной памяти на смартфоне – там надо сначала запомнить изображения, а потом найти их среди других, или посмотреть на пары картинок а потом открывать их попарно. Вообще читайте больше вслух, это тренирует слуховую память. Можно играть в шпионов и искать, что изменилось в комнате или пытаться запомнить зашифрованное послание на японском.
3 кит – мышление. Развивать мышление, пожалуй, сложнее всего. В школе больше используется словесно-логическое мышление, абстрактное мышление (правила русского языка, математические понятия умножения, деления, уравнения, дроби) начинает формироваться к концу начальной школы. А приходит ребенок в школу с развитым наглядно-действенным мышлением (например, счет на пальцах, сортировка фигурок) и развивает наглядно- образное (решение задач с опорой на изображения, счет по линейке).
При чтении текстов всегда спрашивайте, о чем читал ребенок, какая главная мысль текста. Учите разбивать текст на смысловые кусочки. Упражняйтесь в классификации, исключении лишнего, решайте задачки на смекалку, ребусы, экспериментируйте с наборами юного физика, химика, конструкторами. Для развития словесно-логического мышления составляйте слова из группы букв, играйте в «Да и нет не говорите», сочиняйте новые слова, ищите рифмы, подбирайте слова наоборот (сухой - мокрый), переделывайте строчки стихов на антонимы: «Наша Таня громко плачет - Ваш Петя тихо смеется».
Обязательно поощряйте упорство и проявление характера ребенка в достижении цели. Требуйте внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание. Ведь главный секрет успешной учебы - это труд и дисциплина!