Доктор биологических наук, профессор, нейрофизиолог Т.В. Черниговская в одном из своих выступлений утверждает: «Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать. Поэтому роль образования чрезвычайна. Мы должны что-то такое придумать с образованием, что будет отличаться от того, чем мы занимались до этого». Она же говорит о том, что самое главное, чтобы урок состоялся и дети начали тебя слушать, необходимо добавить в урок нечто особенное, что вызовет интерес.
Нельзя не согласиться с мнением учёного. Все учителя давно отмечают, что современные дети другие: развитые не по годам, смелые, не признающие авторитетов и, напротив, очень слабые, плохо пишущие, читающие по слогам. Как увлечь детей, знающих и умеющих, порой, больше самого учителя, и детей, едва справляющихся с элементарными заданиями? Попробуем ответить на этот непростой вопрос.
Например, что такое пятый класс для учителя русского языка и литературы? Это бесконечная проверка тетрадей. Чтобы этот труд был не только оценивающим, но и мотивирующим, решаю: в рабочих тетрадях должны быть только «4» и «5», а тем, кто не дотягивает, пишу: «аккуратнее», «можешь лучше», «старайся», «исправь и сдай заново», «следи за почерком», «выполни работу над ошибками».
С 1944 года существует пятибалльная система оценивания, которая по сути является трёхбалльной. Критерии оценивания очень размыты. Часто за качественно разные ответы мы вынуждены поставить одну и ту же отметку. Поэтому чтобы не потерять активность учащихся на уроке, развёрнутые устные ответы в течение урока и небольшие письменные задания, выполненные на «отлично» и «хорошо» отмечаю баллами.Накопленные баллы суммируются, и выставляется отметка в журнал. За четверть можно получить пару дополнительных положительных отметок.
К концу 9 класса учащимся необходимо уметь рассуждать на лингвистические темы. Поэтому договорились: каждый ученик в течение года должен побывать у доски и рассказать теоретический материал пройденного урока, подкрепив его примерами. Овладению особой лексикой помогают и зачёты по разделу, которые провожу в интерактивной форме. Делю класс на две части: первая половина – эксперты, вторая – экзаменуемые. Все эксперты сидят на первом варианте, им выдаются карточки с заданием (теория + практика) по теме раздела. Их задача: проверить знания испытуемого и оценить. Экзаменуемые получают бланки-ведомости, в которые проставляются отметки. Каждый должен сдать 11-13 тем. Если ученик затрудняется, эксперт задаёт наводящие вопросы либо объясняет сам. В конце зачёта бланки с оценками сдаются учителю. Эксперты устно подводят итоги, выделяя лучших учащихся по своей теме, общие затруднения и ошибки. После этого карточки экспертов собираются и вытягиваются ими, как на экзамене для письменного ответа по одной из тем раздела.
Учащиеся любят такие зачёты, они не боятся ошибаться, учатся взаимодействовать между собой, а самое главное, повторяют и закрепляют изученный материал, проговаривая его. Такая форма проведения хороша как для сильных учеников, так и для слабых.
Для любого учителя вопрос грамотности учащихся встаёт очень остро. Дети получили задание: купить такой блокнот, который сразу понравится и будет вызывать приятные тактильные ощущения. Назвали его «Мои любимые ошибки» и начали выписывать слова с исправлениями из всех тетрадей:
сЪездить
проверОчная
Энциклопедия
орОшение
коЛЛективный
раздАваться
круглолицЫй
Когда слов накопилось достаточно для словарного диктанта, диктовали друг другу «любимые ошибки». Работа понравилась и дала определенные результаты: ошибок стало меньше.
Пятиклассники с удовольствием выполняют творческие задания, благодаря которым постоянно подогревается интерес к предмету. А если учёба связана с радостью, то она приносит результат. Началом работы в этом направлении стало обучение на курсах повышения квалификации у Полыгаловой Натальи Валерьевны, руководителя ООО «Современное образование» (г.Пермь).
- «Четырёхминутка».
Задание: Учащиеся за 4 минуты должны сочинить связный текст из 4-х предложений и дать ему название из двух слов. Тему придумывают сами.
Когда применить: в начале урока, но возможно проведение на любом этапе.
Ценность: учатся работать в заданных временных рамках, составляют текст по своей теме, определяют логику и последовательность изображения события, предмета.
Критерии оценивания: текст должен нравится учителю.
- «Здравствуйте».
Задание: учащиеся разбиваются на группы и получают задание вступить в диалог с незнакомым человеком, которого необходимо найти в школе. Это может быть любой сотрудник школы, старшеклассник, первоклассник, родитель. Цель: познакомиться, завязать беседу.
Когда применить: при закреплении темы «Диалог», «Прямая речь».
Ценность: учатся работать в заданных временных рамках, практикуются в соблюдении норм этикета в разговоре с незнакомым человеком, стараются уловить настроение, построить беседу в соответствии с возрастом собеседника, практикуются в составлении диалога по теме, закрепляют правила оформления диалога на письме.
Критерии оценивания: соблюдение орфографических, пунктуационных, этических норм, креативность в разговоре, презентация диалога.
2. Игра «100 рублей».
Задание: представим, что всем учащимся раздаётся по 100 рублей – это их первоначальный капитал. Далее задаём вопросы по теме урока или на закрепление пройденного. Каждый вопрос имеет свою цену. Если учащийся не ответил, то из его суммы вычитается цена вопроса. Если ребёнок отвечает правильно, то его сумма увеличивается. В результате каждый имеет свою прибыль или становится банкротом.
Когда применить: на закреплении темы урока, в начале урока при повторении.
Ценность: мощная мотивация, переключает учащихся с одного вида деятельности на другой, активирует весь класс.
Критерии оценивания: учащиеся получают баллы за наибольшую сумму.
После прохождения курсовой подготовки по теме: «Методики развития эмоционального интеллекта детей» захотелось попробовать применить описанные приёмы работы на практике. Оказалось, использовать их просто необходимо. Учащиеся лучше усваивают материал и запоминают его.
Например, на уроке литературы в 8 классе, изучая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», применила приём погружения в атмосферу бала 19 века. Для этого необходимо задействовать все органы чувств. Вместе с учащимися заполняем таблицу на доске, куда вписываем наши чувства:
Звуки бала
Цвет и свет на балу
Вкус бала
Запах бала
Тактильные ощущения на балу
Подобная работа включает в работу каждого ученика. Ребята показывают неподдельный интерес, кроме того, все пытаются представить себя в этом месте в это время и прочувствовать всё до мелочей. Нет равнодушных, дети улыбаются. После того, когда ученики настроены на работу и в обучение включены все органы чувств, можно поговорить и о героях произведения, мотивах их поступков.
Как изучать словосочетания интересно? Принести на урок коробку с мелочами (ватная палочка, ластик, медная монета, шерстяной клубок, пластиковую пробку от бутылки, наручные часы, старый телефон, баночка из-под крема и т.д.). Задание: вытащить предмет из коробки и составить с ним словосочетание. Количество мелочей должно быть не меньше количества учеников в классе. Снова задействуем разные чувства: посмотрели, потрогали, понюхали, послушали.
Урок про этикетные слова можно разнообразить материалом о приветствиях разных народов на их языке. С этого, обычно, и начинаю эту тему. Заходя в класс, вместо привычного «здравствуйте» говорю: «Гамарджоба!», «Хайре!», «Инлакеш Айлакеш!» - чем с порога завораживаю детей. А в качестве физкультминутки разучиваем приветствия разных народов и стран и здороваемся по-японски, по-зулусски, по-итальянски и т.п.
Одна из любимых тем для изучения в 5 классе – «Обращение», потому что дети получают задание написать письмо учителю, положить в конверт и отправить по почте. Ответы от учителя ждут с нетерпением. Темы писем разные. Каждый пишет о своём. Одни просят совета, другие делятся впечатлениями и успехами, третьи подсказывают.
Тему «Диалог» разнообразили тем, что пригласили на урок-интервью директора школы – народного учителя, человека с огромным жизненным опытом, обаянием и харизмой. В качестве подготовки проведён краткий инструктаж по приглашению гостя, правилам ведения интервью, корректным и интересным вопросам, выражению благодарности за уделённое время. Домашнее задание: записать диалог, состоящий из восьми-десяти реплик, а желающим – отзыв об уроке. Вот что пишет Кристина К.:
«Вера Григорьевна – очень добрый и решительный человек…Мы много узнали о ней и нашей школе. Оказывается, школа является победителем городского конкурса «Лучшее учреждение социальной сферы» среди образовательных учреждений с 2003 года. Думаю, поэтому многие дети хотят учиться именно здесь. Директор рассказала, что в детстве занималась лыжным спортом, участвовала в соревнованиях и завоёвывала призовые места. Несмотря на спортивные успехи, она не забывала школу, училась только на «отлично». После окончания 10 класса поступила в институт, а потом стала работать учителем… Вера Григорьевна очень любит музыку и цветы…»
Благодаря неофициальной обстановке и открытости руководителя беседа прошла как встреча старых друзей. Дети узнали, что школа, в которой учатся, имеет большое историческое наследие, чтит традиции и имеет грандиозные планы на будущее.
В заключение хочется сказать, что школьным учителям приходится обучать детей с разными возможностями, интересами. Но никто из них не желает учиться плохо. Поэтому очень хочется помочь им, найти и использовать такие формы работы на уроке, когда учебная среда сама собой моделируется под способности каждого ребёнка и незаметно обучает и развивает каждого.
#обучение детей #русский язык в школе #обучение #учеба #драматургия урока #учитель русского языка #дети нового поколения