Найти тему
Творим вместе

Что полезнее критика или комментарий

Оглавление
из личного архива
из личного архива

Вот ребенок раскрашивает картинку, а мама, ему:

Ну ты чего вылез-то? Что линий не видишь?

Догадываетесь чем заканчивается история? Правильно: рисуй мама сама, а я пойду потанцую.

А мама опять:

Когда танцуют, ножку тянуть надо. а ты своей кривой ногой только танец портишь.

И правда - зачем танцевать с такими кривыми ногами.

Пойду-ка я попою. Только не хочется, ведь "р" и "с" я не выговариваю, да и тихо получается.
Лучше буду в театре за ширмой прятаться или деревом на сцене стоять.

А маме хочется увидеть свою звезду на сцене в главной роли:

- Какое такое дерево? Ты что? Деревом тебе не быть никогда! Театралку забрасываем сегодня же!

Зачем же маме вообще комментировать детское творчество? Только охоту отбивать?

из личного архива
из личного архива

Что такое - детское творчество?

  • Это всплеск эмоций, которые дети выражают средствами какого- либо искусства.
  • Для них это всего лишь процесс от которого они испытывают удовольствие.
  • Но с придирками взрослых они теряют веру в себя и любимое творчество становится не любимым.

И конечно, главный постулат педагогики - хвалите ребенка, создавайте ситуацию успеха, обеспечивайте индивидуальный подход, оказывайте педагогическую поддержку - никто не отменял.

Но научится без критики нельзя!

Если ребенку не сказать, что он вылез за границу, он будет воспринимать это нормой; если не сказать , что надо ножку тянуть, он и не догадается...

И даже, если говорить мягко, объясняя нежными словами, то все равно, ребенок воспринимает это как критику

Как заниматься без критики? Идеальные приемы

из личного архива
из личного архива

- А вот здесь - мы аккуратно обведем. - приговариваем,- Чуть-чуть, по чуть-чуть. Чуть-чуть, по чуть-чуть. И еще раз по чуть-чуть. -

Ребенок проговаривая вместе со взрослыми начинает выполнять задание в заданном ритме (быстрее или медленнее), при этом слова чуть-чуть сдерживают импульсивные действия.

Но ведь не каждый ребенок хочет выполнить задание по задумке взрослого, он же творец - что хочу, то и творю.

Тогда мотивируем теми словами, от которых ребенок заводится. Например, тяп-ляп, тяп - ляп. Или: опа-опа-опа-оп получился бутерброд...

И это мы не воспринимаем как руководство к хаотичности и не аккуратности. Это просто слова для задания ритма. (тяп - ляп могут быть и аккуратными, а пойдем делать "бутербродики" - семейный шифр для занятий).

Кстати, если ребенок не хочет выполнять трудное задание, например, лепить из твердого пластилина - то напевая песенку: я катаю, я катаю и чего-то получаю (можно вставить конкретный предмет) вполне незаметно лепится фигурка.

Да и стихи можно не учить, испытывая терпение свое и "ребенкино".

А невзначай начать его рассказывать, запнувшись или забыв словечко - ребенок с удовольствием подскажет, да еще и покажет как надо правильно и с выражением.

Так же и с танцами и театралкой.

Но настает момент, когда вот так играючи уже не совершенствуются навыки. Что делать?

из личного архива
из личного архива

В обучении, что важно?

- постепенность

В творчестве, что важно?

эмоциональность

Главный прием: Выдержать золотую середину:

  • Если ребенок не принимает критическое замечание, значит его сознание еще не доросло до этого уровня.

Среди спортсменов: кто-то ставит себе цель в 5 лет добиться высоких результатов, а кому-то и в 10 - такие цели не по плечу. Т.е. осознание действительности другое.

  • мама не дает оценку работе, а комментирует способ действия

а что будет, если я сегодня постараюсь возле линии раскрашивать медленно; а не попробовать ли нам сегодня ножку поднимать, вытягивая пальчики и т.д.

  • мама не оценивает творческий результат, а комментирует свое отношение к нему, обязательно, что получилось идеально (даже, если это еще не совсем так, но лучше чем вчера)
  • мама проговаривает свои чувства к результату, процессу

Например ситуация из практики:

Ребенок калякает из занятия в занятие, поверх одной работы тут же появляется другая. Мама, получая результат детского творчества, говорит ребенку, что тот умничка, намекая педагогу, что видимо нет таланта у этого чада. Педагог, разговаривая с ребенком, выясняет, что рисует кляксы потому, что мама каждый раз говорит как ярко получилось.
После разговора между мамой и педагогом об этой ситуации и как правильно отреагировать на откровенную мазню, мама встретила ребенка с очередного занятия со словами: Как ярко получилось. Но я была бы счастлива, если бы я тут хоть, что-нибудь поняла.
А в следующий раз мама сказала, что "Видно, что кошка очень хочет играть, но на рисунке не очень уютно: штрихи не ровные, везде что-то размазано, вот было бы аккуратнее и котенок с рисунка был бы счастлив поиграть"
-5

В третий раз ребенок старался изо всех сил: нарисовал ярко, аккуратно и, конечно, же соблюдал все законы композиции (которые ему известны). Ребенка к маме вывел педагог и загадочно спросил, где они купили такие волшебные кисти и краски, что каждый рисунок лучше предыдущего, а эта работа достойна выставки. На что мама ответила:

- Кисточки обычные, а ребенок стал волшебником.
А ребенок лукаво улыбнулся и отправился к ребятам шалить.

Так вот, если комментировать, а не критиковать, можно добиться результатов.

А как вы добиваетесь результатов своих детей? Какие приемы используете?