Вот ребенок раскрашивает картинку, а мама, ему:
Ну ты чего вылез-то? Что линий не видишь?
Догадываетесь чем заканчивается история? Правильно: рисуй мама сама, а я пойду потанцую.
А мама опять:
Когда танцуют, ножку тянуть надо. а ты своей кривой ногой только танец портишь.
И правда - зачем танцевать с такими кривыми ногами.
Пойду-ка я попою. Только не хочется, ведь "р" и "с" я не выговариваю, да и тихо получается.
Лучше буду в театре за ширмой прятаться или деревом на сцене стоять.
А маме хочется увидеть свою звезду на сцене в главной роли:
- Какое такое дерево? Ты что? Деревом тебе не быть никогда! Театралку забрасываем сегодня же!
Зачем же маме вообще комментировать детское творчество? Только охоту отбивать?
Что такое - детское творчество?
- Это всплеск эмоций, которые дети выражают средствами какого- либо искусства.
- Для них это всего лишь процесс от которого они испытывают удовольствие.
- Но с придирками взрослых они теряют веру в себя и любимое творчество становится не любимым.
И конечно, главный постулат педагогики - хвалите ребенка, создавайте ситуацию успеха, обеспечивайте индивидуальный подход, оказывайте педагогическую поддержку - никто не отменял.
Но научится без критики нельзя!
Если ребенку не сказать, что он вылез за границу, он будет воспринимать это нормой; если не сказать , что надо ножку тянуть, он и не догадается...
И даже, если говорить мягко, объясняя нежными словами, то все равно, ребенок воспринимает это как критику
Как заниматься без критики? Идеальные приемы
- А вот здесь - мы аккуратно обведем. - приговариваем,- Чуть-чуть, по чуть-чуть. Чуть-чуть, по чуть-чуть. И еще раз по чуть-чуть. -
Ребенок проговаривая вместе со взрослыми начинает выполнять задание в заданном ритме (быстрее или медленнее), при этом слова чуть-чуть сдерживают импульсивные действия.
Но ведь не каждый ребенок хочет выполнить задание по задумке взрослого, он же творец - что хочу, то и творю.
Тогда мотивируем теми словами, от которых ребенок заводится. Например, тяп-ляп, тяп - ляп. Или: опа-опа-опа-оп получился бутерброд...
И это мы не воспринимаем как руководство к хаотичности и не аккуратности. Это просто слова для задания ритма. (тяп - ляп могут быть и аккуратными, а пойдем делать "бутербродики" - семейный шифр для занятий).
Кстати, если ребенок не хочет выполнять трудное задание, например, лепить из твердого пластилина - то напевая песенку: я катаю, я катаю и чего-то получаю (можно вставить конкретный предмет) вполне незаметно лепится фигурка.
Да и стихи можно не учить, испытывая терпение свое и "ребенкино".
А невзначай начать его рассказывать, запнувшись или забыв словечко - ребенок с удовольствием подскажет, да еще и покажет как надо правильно и с выражением.
Так же и с танцами и театралкой.
Но настает момент, когда вот так играючи уже не совершенствуются навыки. Что делать?
В обучении, что важно?
- постепенность
В творчестве, что важно?
эмоциональность
Главный прием: Выдержать золотую середину:
- Если ребенок не принимает критическое замечание, значит его сознание еще не доросло до этого уровня.
Среди спортсменов: кто-то ставит себе цель в 5 лет добиться высоких результатов, а кому-то и в 10 - такие цели не по плечу. Т.е. осознание действительности другое.
- мама не дает оценку работе, а комментирует способ действия
а что будет, если я сегодня постараюсь возле линии раскрашивать медленно; а не попробовать ли нам сегодня ножку поднимать, вытягивая пальчики и т.д.
- мама не оценивает творческий результат, а комментирует свое отношение к нему, обязательно, что получилось идеально (даже, если это еще не совсем так, но лучше чем вчера)
- мама проговаривает свои чувства к результату, процессу
Например ситуация из практики:
Ребенок калякает из занятия в занятие, поверх одной работы тут же появляется другая. Мама, получая результат детского творчества, говорит ребенку, что тот умничка, намекая педагогу, что видимо нет таланта у этого чада. Педагог, разговаривая с ребенком, выясняет, что рисует кляксы потому, что мама каждый раз говорит как ярко получилось.
После разговора между мамой и педагогом об этой ситуации и как правильно отреагировать на откровенную мазню, мама встретила ребенка с очередного занятия со словами: Как ярко получилось. Но я была бы счастлива, если бы я тут хоть, что-нибудь поняла.
А в следующий раз мама сказала, что "Видно, что кошка очень хочет играть, но на рисунке не очень уютно: штрихи не ровные, везде что-то размазано, вот было бы аккуратнее и котенок с рисунка был бы счастлив поиграть"
В третий раз ребенок старался изо всех сил: нарисовал ярко, аккуратно и, конечно, же соблюдал все законы композиции (которые ему известны). Ребенка к маме вывел педагог и загадочно спросил, где они купили такие волшебные кисти и краски, что каждый рисунок лучше предыдущего, а эта работа достойна выставки. На что мама ответила:
- Кисточки обычные, а ребенок стал волшебником.
А ребенок лукаво улыбнулся и отправился к ребятам шалить.
Так вот, если комментировать, а не критиковать, можно добиться результатов.
А как вы добиваетесь результатов своих детей? Какие приемы используете?