Найти тему
Журнал РАНДЕВУ

Александр Метелкин

ПОРТРЕТ Вологда
ПОРТРЕТ Вологда

Александр Метелкин

Детство живет в квартире у бабушки, на старых фотографиях и в музее, который открыл Александр Метелкин. Он собирает большую коллекцию игрушек и вместе с отрядом поисковиков возвращает имена тем, благодаря кому у нас есть детские воспоминания, – солдатам Великой Отечественной войны.

- Как родилась идея открыть музей детства? С чего все началось?

- Все началось с детства. По меркам того времени, в нашем доме было достаточно много игрушек. Немалую их часть составляли солдатики, с которыми я играл с братом и школьными товарищами. И вот в 14 лет у меня над письменным столом появилась полочка из ДСП – ее мне сделал отец. Солдатики перестали грудой лежать в коробке, а заняли свои места на полке – по историческому периоду, родам войск – появилась систематизация, с нее началась коллекция, которая и дальше пополнялась. Она объединила уже не только солдатиков, но и другие игрушки: машинки, военную технику, конструкторы. В моем увлечении меня поддержала жена. В какой-то момент времени игрушки перестали помещаться в выделенном для них в квартире кабинете, и радость от простого обладания ушла – захотелось поделиться с людьми. Мы долго искали помещение и остановились на том, в котором музей находится сейчас. 20 декабря 2019 года музей детства открылся.

- Как вам удалось собрать такую большую коллекцию игрушек?

- Получается, что уже почти 30 лет я коллекционирую игрушки. Сначала выменивал солдатиков у одноклассников, потом покупал в клубе коллекционеров в ДКЖ. Дальше появился интернет. Зная о моем увлечении, что-то дарили друзья и родственники. Блошиные рынки обеспечивают очень серьезный объем поступлений, в том числе наша вологодская «Пакля». Заброшенные деревни иногда радуют игрушками.

Сейчас люди продолжают приносить в музей то, что жалко выбросить. Мы с радостью принимаем все, даже запчасти – игрушки, побывавшие в руках детей, в большинстве своем требуют реставрации, которой мы также занимаемся сами.

- Каким видите развитие музея? Есть ли идеи для новых проектов?

- Идей для новых проектов у нас гораздо больше, чем помещений в музее. В запасниках хранятся просто несметные богатства. На имеющейся площади мы не смогли выставить больше 3000 солдатиков, 1500 елочных игрушек, огромное количество других экспонатов. Игровые автоматы, педальные машинки, интерактив… Главное, что сейчас нужно, – помещение, которое будет минимум в три раза больше текущего.

-2

- Лично у вас есть игрушка, с которой связано яркое детское воспоминание?

- Скорее всего, сложно будет выделить что-то одно. При воспоминаниях о детстве, как в кино, встает перед глазами большая комната в квартире у бабушки и дедушки. Дедушка сидит в кресле, читает газеты. Я катаю машинки по деревянному полу. Дедушка изредка опускает газету и вживается в роль сотрудника ГАИ, разбирая ДТП. Не все те машинки дошли до наших дней, многое сейчас покупаю в интернете. Или вот когда формировали экспозицию, из дома в музей уехало почти все, но маленький плюшевый медведь в последний момент был вынут из коробки и остался на полке. Что с ним связано – четко не помню, но что-то неуловимо светлое, из совсем раннего детства.

- Когда зародился ваш интерес к поисковым отрядам? У вас был личный запрос, на который вы смогли найти ответ?

- Солдатики. Военная история. Истфак. После первого курса – археологическая экспедиция. Потом они стали ежегодными. А вот про поисковиков почему-то не слышал до окончания института. И первый раз поехал только в 2000 году. В этом году 20 лет моей поисковой деятельности. Сейчас возглавляю Вологодское отделение российского военно-исторического общества.

В моей семье два брата у одного дедушки и брат у другого пропали без вести. Во всех случаях очень сложная история, документов не сохранилось – надежда только на то, что информация когда-нибудь будет найдена поисковиками. Понимаю, что я тоже могу найти чьего-то деда.

- Чем сейчас занимается объединение? Поделитесь одной из самых ярких историй, частью которой вы стали.

- Вологодское объединение поисковиков – одна из самых крупных на Северо-Западе поисковых организаций сегодня.

Каждое установленное имя, возвращенный домой солдат – это как еще один маяк на дороге памяти. Но, пожалуй, медаль «За отвагу» Ивана Евгеньевича Минина помнится больше всего.

2014 год, мы работали в районе урочища Вороново, где шли бои с сентября 1941-го по январь 1944 года. Красная Армия несла очень серьезные потери, только 382-я стрелковая дивизия потеряла более 700 человек за один день, поэтому мы знали, что поиски не пройдут безрезультатно. Моей дочери было 9 лет, в той экспедиции она нашла своего первого бойца. Работы было много, и я пошел помогать на другой раскоп, как вдруг слышу крики: «Медаль!» Ее нашла моя жена. На тот момент ни наше объединение, ни я сам медалей не находили, поэтому это было вдвойне эмоционально. Медаль «За отвагу» - номерная, и мы смогли установить имя солдата. Получилась такая семейная история: у меня была мечта, дочка нашла солдата, а жена – медаль. Родственников И.Е. Минина мы до сих пор ищем.

Александр Метелкин
Александр Метелкин

Текст: Александра Глазунова

Фото: из архива героя