К осени 1992 года я стал акционером совершенно новой страховой компании. После того, как компания была зарегистрирована, и, были поданы документы на получение лицензии, на ведение страховой деятельности, созрели условия, для расставания со страховой, где я проработал чуть больше полугода, в должности заместителя генерального директора.
Компания была, вполне, успешной, объёмы поступления страховых взносов продолжали расти, хотя, я стал меньше ездить в командировки и влиять на их рост. Генеральный директор заметил снижение моей активности, и начал задавать мне вопросы, почему я давно не был в городе Чусовом или городе Перми, а, там нет роста объёмов страхования.
Я уже был готов к такому разговору. В ответ, я задал вопрос генеральному, в каком месте какого документа написано, что моя зарплата станет больше, если объёмы поступления стразовых взносов возрастут. Второй вопрос был о том, что, на те командировочные, которые платят у нас в компании, невозможно даже один раз позавтракать, не то, что, нормально питаться весь день.
Это был мой ответ на вопрос, почему я перестал ездить в командировки. Генеральный директор вспомнил, что, он недавно побывал в командировке и согласился, что, командировочные расходы надо увеличивать, и, есть возможность это сделать за счет прибыли. Но, он не смог мне ответить на первый вопрос, он так и не прочитал наш проект трудового договора с прогрессивной системой оплаты.
Я уже планировал уволиться с этой работы и перейти в новую нашу страховую компанию, ту, где я уже не наёмный работник, а, акционер. Мои коллеги, к тому времени арендовали офис, состоящий из трёх небольших комнат в здании общежития, в центре города, с отдельным входом. Уволились мы с ними почти в одно время. Но, на моё увольнение генеральный отреагировал более болезненно.
Двое моих коллег, один из которых стал президентом нашей новой страховой компании, другой, генеральным директором, уже имели небольшой опыт предпринимательства, у них было совместное общество с ограниченной ответственностью, которое оказывало предприятиям и организациям транспортно-экспедиторские услуги. И это было важно, поскольку, как правило, многие предприниматели не были крайне озабочены страхованием своих грузов, но, не зная как быстро отправить или принять груз по железной дороге, клиенты часто обращались в эту транспортно-экспедиторскую компанию, за помощью, чтобы избежать проблем, при взаимодействии с железной дорогой.
Зная все порядки и правила железной дороги, имея много знакомых в управлении железной дороги, в отделениях железной дороги и на многих станциях, было легко, за разумную плату, помочь предпринимателю. Комплекс услуг включал, планирование, обеспечение вагонами или контейнерами, помощь в оформлении документов, контроль, за правильным размещением и креплением груза, избежание лишних платежей и штрафов в пользу железной дороги. В этом случае, предложение, ещё и застраховать груз, не выглядело лишним.
Я вручил генеральному директору заявление на увольнение, увольнялся без двухнедельной отработки, есть такая привилегия у пенсионера. Генеральный был в шоке, от моего увольнения. Он сказал, что ему понятно, куда увольняются те двое, у которых, своя транспортная компания, но, почему увольняюсь я, ему не понятно. Он спросил меня, какая мне нужна зарплата, чтобы я остался, он обещал платить, столько, сколько я попрошу. Видимо, до него дошло, что мне недоплачивают. Я сказал ему, что это предложение запоздало. Что, у него, в нижнем ящике стола, несколько месяцев пролежал наш проект контракта, который он так и не рассмотрел.
Нет ничего приятнее, работать «на себя»
В новой страховой компании, я начал работать в должности исполнительного директора. У нас уже были готовы и отпечатаны комплекты документов для заключения договоров страхования, как разовой перевозки, так и генеральное соглашение на страхование однородных партий грузов от одного отправителя. Страховать грузы мы стали ещё до получения лицензии на страховую деятельность. Если дотошный клиент спрашивал про лицензию, мы показывали справку о том, что у нас приняли комплект документов на получение лицензии. Есть ли у нас деньги на выплату страхового возмещения, при несохранной перевозке, к счастью, никто из страхователей не спрашивал.
Лицензию мы получили через три месяца с момента подачи документов. Всё это время мы страховали грузы. Тариф, который мы установили для страхователей, был не маленький – 1% от стоимости груза. При той инфляции, которая была в это время, никто не обращал особого внимания н размер страхового взноса. Многие боялись действительно потерять полностью или частично груз при перевозке, что означало почти однозначное банкротство. Убытки, кроме потери груза, включали ещё штрафы за невыполнение контракта, проценты по кредиту и т.д. На железную дорогу было мало надежды, она имела право, три месяца рассматривать претензию, по несохранной перевозке, и, в течение шести месяцев выплатить, если признает свою вину, и это, не нарушая Устава ж.д.
Страховать мы начали потому, что, надо было оплачивать аренду помещений, платить зарплату и налоги. Никаких накоплений и страховых резервов у нашей компании ещё не было. Спасало то, что перевозки обычно длились недолго, убытки случались редко. А, таких «продвинутых» страхователей, которые могли спросить, про наличие страховых резервов или других средств, на выплату по страховому случаю, ещё не было. Страховая грамотность у страхователей и сейчас большая редкость, а, в то время был полный вакуум.
В городе и области в это время насчитывалось несколько десятков страховых компаний. Некоторые из них, вместо реального страхования, занимались откровенным сбором денег у населения, под разными предлогами. Предприятия, перегоняя деньги через страховые компании, избегали налогов на фонд оплаты труда своих работников. В законодательстве была нестыковка, которой пользовались очень многие. Страховали работников предприятия от несчастного случая, через месяц расторгали договор, а, страховая выплачивала суммы застрахованным работникам, оставляя у себя часть денег, в качестве расходов на ведение дела.
Государственные органы постоянно издавали постановления, которые должны были регулировать страховую деятельность, закручивали гайки. Одно из постановлений устанавливало порядок формирования страховых резервов и ограничения по их инвестированию в финансовые инструменты. В одном из постановлений, устанавливалось ограничение страховой суммы по отдельному договору страхования, не более 10% от собственных средств страховщика, всё что выше, должно быть перестраховано. Иностранные страховые компании, длительный срок, на наш страховой рынок, не были допущены.
Процесс шел неплохо, наши зарплаты росли, мы чувствовали некую эйфорию, но продолжалось это недолго. Но, об этом я расскажу вам, уважаемые читатели в следующий раз.
На этом я, пока, своё повествование прерываю. Вам надо от меня отдохнуть, а мне надо собраться с мыслями.
До следующих встреч, мои внимательные читатели.
Если вам интересно, ставьте «лайк», пишите комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал. Я буду рассказывать вам о страховании то, что вы никогда не узнаете от действующих работников страховых компаний.