Утром 14 октября с космодрома Байконур из Казахстана стартовал первый и последний в своем роде космический корабль «Союз». Он был первым, кто использовал новый «сверхбыстрый» подход на двух орбитах к Международной космической станции, что позволило ему состыковаться там всего через три часа после старта: намного быстрее, чем двухдневные полеты, которые когда-то использовались этими космическими кораблями.
Кроме того, вероятно, это последний раз, когда НАСА заплатит России за место на корабле «Союз». В мае НАСА объявило, что потратит немногим более 90 миллионов долларов на полет астронавта Кейт Рубинс в рамках миссии «Союз», что дает агентству небольшую передышку в графике создания коммерческих экипажей. После этого объявления SpaceX успешно выполнила свою коммерческую миссию Demo-2, а ее первая оперативная миссия, Crew-1, должна начаться в ноябре. НАСА пока не планирует покупать дополнительные места для кораблей «Союз».
Когда почти три десятилетия назад Соединенные Штаты пригласили новую постсоветскую Россию на то, что впоследствии станет МКС, это должно было означать новую эру сотрудничества между двумя странами в космосе. Бывшие главные соперники космической гонки 1950-х и 60-х годов теперь будут тесно сотрудничать в космических полетах человека, делая больше вместе, чем по отдельности. Видения совместных американо-российских полетов на Луну и Марс танцевали в головах энтузиастов космоса.
Однако возникло не столько сотрудничество, сколько взаимозависимость. Когда НАСА отказалось от шаттла, доступ к станции зависел от России, и за десять лет он потратил миллиарды долларов на места по постоянно растущим ценам. Россия, однако, зависела от НАСА в других аспектах работы МКС и изо всех сил пыталась использовать эту станцию. По прибытии экипажа-1 на станции будут пять американских и японских астронавтов и всего два российских космонавта.
Тем не менее отношения между США и Россией на МКС продолжаются. Дмитрий Рогозин, генеральный директор Роскосмоса, даже предположил во время панельной дискуссии на Международном астронавтическом конгрессе (МАК) 12 октября, что он поддерживает продление срока действия МКС до 2030 года. Но это сотрудничество между двумя странами не сильно распространилось на другие космические проекты, помимо случайный инструмент, летавший с научной миссией.
Также маловероятно, что это будет распространяться на программу НАСА Artemis. Рогозин на заседании МАК назвал лунные ворота, в частности, «слишком ориентированными на США» и сказал, что Россия вряд ли будет участвовать «в большом масштабе». Отвечая на вопрос на более поздней пресс-конференции, что нужно изменить, чтобы заставить его пересмотреть свои взгляды, он призвал применить «принципы международного сотрудничества, которые использовались для выполнения программы МКС».
Собственно, это уже делается. Администратор НАСА Джим Бриденстайн отметил в более позднем интервью, что, в отличие от других аспектов программы Artemis, управление шлюзом осуществляется путем расширения межправительственного соглашения, используемого для МКС.
По его словам, НАСА направило Роскосмосу запрос о комментариях к проекту меморандума о взаимопонимании между двумя агентствами в отношении роли России в Воротах. «Мы все еще ждем ответа от них».
Остальные партнеры по МКС придерживаются НАСА. Канада, Япония и три европейские страны подписали Соглашение Артемиды во время церемонии в МАК на следующий день после комментариев Рогозина. На следующий день ЕКА рассказало о своих планах исследования Луны и Марса, подчеркнув сотрудничество с НАСА как по Артемиде, так и по возвращению образцов с Марса.
«Партнерство с НАСА стало для нас движущей силой», чтобы получить финансирование для исследовательской программы ЕКА, - сказал Ян Вернер, генеральный директор ЕКА, на мероприятии МАК. «Это дает нам новые возможности выйти на низкую околоземную орбиту, на Луну и Марс, и сделать это вместе».
Рубин может быть не последним астронавтом НАСА, который летал на "Союзе". НАСА хочет обменяться с Роскосмосом местами коммерческих экипажей на места для кораблей «Союз»; такие «смешанные бригады» обеспечили бы постоянное присутствие на станции американцев и русских. Однако Роскосмос еще не договорился о таком обмене.
Джефф Фуст
Джефф Фуст