Найти тему

Портативные рации для работы из автомобиля и в лесу. Тупик или есть куда развиваться?

К моей статье "Возможно ли что-то улучшить в изобретённом 125 лет назад радио?" пришёл такой комментарий:

ja ho
В данном случае частично правы оба оппонента. Действительно в классической связи после появления супергетеродина движения вперед уже не происходит. Все уже вылизано и оптимизированно до предела к началу 90х, т.е где-то 30 лет. Далее уже пошли разработки оптимизированные на цифру. Более того сейчас найти аналоговые микросхемы для подобных частотных диапазонов и устройств выпускавшихся огромными тиражами в 90х очень проблематично. Что-то еще есть но многие компоненты уже не выпускаются.
С тех же 90х сложился классический вариант схемы для бюджетных носимых/возимых устройств диапазонов до нескольких сотен мгц
Это увч, смеситель как правило на отдельных транзисторах, лучше полевых. далее двойной полосовой фильтр на частоты пару дясятков мгц ( как правило 21.4 мгц) и затем второй смеситель и тракт пч на 455 на чем то типа mc3361 и какой то синтезатор.
Суммарная полоса 3х фильтров ПЧ позволяют получить очень неплохие характеристики по соседним каналам прима .
На входе обязательно как минимум двухзвенный полосовой фильтр
для ослабления зеркалки отстоящей от основной частоты на 40-50 мгц.
Данная схема является классической и используется лет 30. При более менее грамотном исполнении собирается на 2х слойных платах без всяких проблем. Могу сказать с вероятностью 99% что у автора используется чтото подобное. Главная проблема может быть в шумах от контроллера на приемник , но опять же здесь тоже все решаемо и уж на 6 слойных платах так вообще без проблем всяких.
Технологии уже давно обкатаны и частоты не гиговые где каждая щель свистит
Второй вариант более серьёзных аппаратов конечно не носимых радиостанций где
1. смеситель балансный с большим ДД либо на диодах либо что сейчас лучше на ключах на полевых транзисторах(например 74cbtlv3253) обеспечивающих значительно более высокий ДД
2. Первый УВЧ или не используется или используется мощный транзистор в линейном режиме и небольшим усилением
3. Фильтры ПЧ более качественные
Ну и наконец СДР. При грамотном и нормальном исполнении обеспечивают характеристики не хуже первых двух вариантов.
Все зависит как всегда от цены и грамотности разработчиков.
Единственный минус для носимых радиостанций это прожорливость контроллеров при обработке сигнала в качестве DSP

Почему танк Т-34 был лучшим танком второй мировой? Всё по отдельности - обеспечивающее высокую манёвренность, скорость, защиту и ударную мощь - было давно изобретено, но только в Т-34 в те времена было всё достаточно сбалансировано при обеспечении разумной себестоимости производства.

Технически - да, и применение малошумящих входных каскадов УВЧ, и сдвоенных высококачественных кварцевых фильтров в 1-ом ПЧ и высококачественного узкополосного пьезокерамического фильтра во 2-ом ПЧ. и смесителя с расширенным динамическим диапазоном (ДД) на полевых транзисторах, и схема спектрального - а не амплитудного - шумоподавителя (ШП) - всё известно в схемотехнике.

Но применить всё это конкретно в диапазоне 27 МГц так, чтобы портативная (а в условиях размещения в компактном корпусе надо ещё решить ряд проблем электромагнитной совместимости узлов) радиостанция могла выделить из эфирного шума сигнал 0,05-0,07 мкВ - до нас никому из производителей радиоэлектронной аппаратуры не удалось.

А что касается передатчика: классические схемы передатчиков, применяемые в 100% импортных портативных радиостанциях, при работе в диапазоне 27 МГц на компактную антенну имеют КПД передатчика не выше 25% (в диапазоне 145 МГц - на уровне 50%, в диапазоне 446 МГц - на уровне 60%). А в схеме передатчика раций КБ Беркут КПД при работе на любую антенну - в т.ч. компактную - более 70%.

Посмотрите видео измерения КПД, например:

Чем отличаются компактные штатные антенны раций КБ Беркут хорошо видно из теста откровенного противника (тем интереснее тест) портативных радиостанций диапазона 27 МГц (как класса) Алексея Игонина:

Там при работе на передачу со штатным флексом Штурман-90 обеспечил при приёме на базовую радиостанцию 5 "кубиков" уровня сигнала, а считающаяся лучшей среди импортных портативных радиостанций Stabo xh9006e (в России более известна под названием President Randy II) при работе на штатную антенну - 0 "кубиков".

Таким образом, по совокупности всех параметров приёмо-передающего тракта и эффективности штатных антенн рации диапазона 27 МГц производства КБ Беркут сильно превосходят зарубежные "аналоги" диапазона 27 МГц, что и позволяет им (рациям КБ Беркут) обеспечивать более дальнюю и стабильную радиосвязь в условиях плотного леса, чем любые (в т.ч. диапазонов 145 МГц и - тем более - 443-446 МГц) импортные рации. И это при большем времени автономной работы и стабильной работе в сильные морозы.

Все уже вылизано и оптимизированно до предела к началу 90х, т.е где-то 30 лет. Далее уже пошли разработки оптимизированные на цифру.

Приведу для примера сделанный 10 января 2021 года тест работы в заснеженном лесу портативных радиостанций диапазонов 27 МГц (Штурман-180) и 145-446 МГц (Motorola GP 340, Quan Sheng TG-UV2PLUS, Rexon RL-318K, Vostok ST-203K и Baofeng UV-82). Некоторые из проеряемых импортных радиостанций можно отнести - согласно классификации и терминологии автора комментария - к "вылизанным и оптимизированным до предела" (например, моторолу GP-340). Некоторые - к "разработкам, оптимизированным на цифру" (Vostok ST-203K - цифровая DMR радиостанция):

Радиостанция диапазона 27 МГц Штурман-180 обеспечила в условиях плотного заснеженного леса гораздо более высокую дальность и стабильность радиосвязи, чем импортные портативные радиостанции разных диапазонов частот.

Приведу для ознакомления несколько тестов работы радиостанций разных диапазонов частот, сделанных в разных условиях (разный рельеф местности, расстояния, времена года):

Существенный плюс портативных AM/FM cb (27 МГц) радиостанций в том, что они пригодятся не только для организации устойчивой радиосвязи в плотном лесу. Они пригодятся для связи с водителями-дальнобойщиками в автомобильных поездках.

Не раз мне поступали звонки от благодарных покупателей радиостанций, которым - по их словам - рация спасла жизнь (типичная ситуация - ночью на плохой дороге перед поворотом успели - после предупреждения об аварии на этом участке, пришедшем на частоте 27,135 МГц (АМ) от дальнобойщиков - снизить скорость).

Если Вы интересуетесь радиосвязью - ставьте лайки и подписывайтесь на канал Конструкторского Бюро Беркут в Дзене.

Спасибо!