Продолжаем серию публикаций Игоря Туревского о неизвестных страницах Русско-Японской войны 1904-1905 годов - одной из самых непознанных и оболганных войн с одной стороны, с другой стороны, приведшей к тектоническим сдвигам в военном деле..
Вступила ли в войну Россия слабой державой и были ли ее поражения позорным разгромом? Отнюдь!
Одним из главных факторов серьезно заняться историей русско-японской войной являлось прочтение книги Кикудзиро Исии, который являлся одним из крупнейших японских дипломатов, состоял японским послом в Париже, занимал пост министра иностранных дел Японии. "Дипломатические комментарии" Исии затрагивают многие важные вопросы международных отношений XIX–XX веков и, самое интересное, дают представление о роли дипломатии в развитии японского государства.
В этой книге Исии показал, как , как отреагировали японское руководство на предложение американцев потребовать у России половину Сахалина во время переговоров об окончании войны.
Согласно этой книге, Исии рассказывает о том, что японское правительство готово было отказаться и от Южного Сахалина, так сильно оно желало окончить войну, ибо Япония была истощена.
27 августа японское правительство на совещании со старшими политическими деятелями решило отказаться и от требования уступки Южного Сахалина и от денежного вознаграждения
В тот же день, 27 августа, Исии узнал от своих приятелей из одной иностранной миссии в Токио, что царь Николай в беседе с американским послом Майером 23 августа в Петербурге согласился отдать южную часть Сахалина японцам. Исии поспешил сообщить эту новость премьер-министру Кацура, который за отсутствием Комура исполнял обязанности министра иностранных дел. В это время только что закончился завтрак министров после заседания кабинета.
Получив от Исии указанную информацию, Кацура сообщил о ней другим членам правительства. Характерно, что морской министр адмирал Ямамото считал необходимым игнорировать информацию Исии. Он боялся, что информация Исии неверна. Он даже говорил, что в случае неправильности этой информации Исии должен будет сделать харакири, а Япония потеряет возможность заключить мир.
Эту позицию высказал морской министр после Цусимского сражения!
Дело в том, что никого на японские боевые корабли после Цусимского сражения японцы не пустили и практически долгое время не было информации о боевых повреждениях японских кораблей в Цусиме. Японцы засекретили эту информацию. В Японии ограниченным тиражом была издана книга для служебного пользования по результатам Цусимы, где приводились фотографии реальных повреждений японских кораблей.
В 80-е книгу рассекретили и в 90-е частично ее перевели на русский язык - не было денег оплатить полный перевод. Ряд фотографий из этой книги и часть перевода были на сайте Цусима. Я их видел - впечатляет.
А в бою в бою 28 июля, даже была информация, что командующий японским флотом адмирал Того был готов дать команду прекратить бой - настолько серьезные повреждения получили японцы, и лишь попадание японского снаряда в русский флагман - броненосец Цесаревич, приведшее к гибели командующего русской эскадры, заклиниванию руля корабля, его выкатыванию из строя и разрушения строя русской эскадры предотвратило прекращения боя по инициативе японцев, нот при этом японцы не смогли потопить тогда ни одного русского корабля.
Другие интересные публикации в Каталоге статей по истории российского флота