Найти в Дзене
Журнал МОСТ

Муралы и вандалы: как развивается паблик-арт в России

Современный город трудно представить без общественных пространств — парков, бульваров, площадей. Именно в этих пространствах и существует паблик-арт. Что такое паблик-арт, как он развивается в России, каким образом взаимодействует с городской средой и при чем тут SAM Public Art Center — разбираемся в материале.

Паблик-арт вышел из художественных практик 1960-70-х годов, когда вслед за музейным пространством художники начали активно осваивать и уличное, например, устраивая перформансы и акции. В этот период появляется и ленд-арт (ярко представленный обернутыми зданиями Христо Явашева). Паблик-арт — такой же способ живой коммуникации с городской средой, однако он, в отличие от практик 1960-х и 70-х, практически всегда являлся инициативой властей — это легальный способ разместить художественные произведения на улице. Ровно это отличало паблик-арт и от уличного искусства, которое связано с нелегальными практиками и является «низовой» инициативой. Впрочем, сегодня границы между этими понятиями размыты — как паблик-арт может быть нелегальным, так и уличное искусство все чаще приходит в институции.

Искусство в общественных пространствах

Паблик-арт существует только внутри современного города: в парках, на площадях, вокзалах и бульварах, где люди смотрят на других, показывают себя и рассматривают объекты городской среды — например, памятники, которые являются предшественниками паблик-арта и так же, как и он, ловят на себе взгляды прохожих. Общественные места становятся подобными театральной сцене, на которой представлены не только события городской жизни, но и ее артефакты.

В этих символически насыщенных местах и появляется паблик-арт. Он существует в различных формах. Это могут быть звуковые инсталляции, видеопроекции, скульптурные объекты, которые непосредственно связаны с ландшафтом и ориентированы на среду вокруг. Такие объекты создаются из разных материалов и имеют как абстрактную форму, так и форму знакомых бытовых предметов. Паблик-арт включает в себя и элементы средового дизайна, которые обычно связаны с историей конкретного района города. Благодаря им жители могут по-новому взглянуть на место, в котором живут, и включить себя в его историю. К паблик-арту можно отнести и анти-монументы — архитектурные объекты, носящие временный характер и восстающие против привычных глазу архитектурных форм. Иногда паблик-артом называют настенные росписи — муралы, которые делаются в рамках фестивалей и с разрешения властей.

Для объектов паблик-арта важна узнаваемость и связь с актуальной повесткой. Благодаря им художники могут сфокусироваться на конкретной проблеме и выразить ее через форму, а люди — увидеть искусство в привычной для них среде и воспринять его с помощью новых визуальных элементов. Иногда столкновение с паблик-артом может быть неожиданным — работы вскрывают городскую среду, обнажая ее специфику или поднимая связанные с этим местом социальные проблемы. Паблик-арт меняет отношение людей к городу и превращает его в пространство для открытого взаимодействия. Демократичность паблик-арта позволяет начать свободный диалог с неподготовленным зрителем. Не нужно покупать билеты на выставку — достаточно выйти на улицу и оглянуться вокруг.

В некоторых городах, например, Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, паблик-арту оказывается финансовая поддержка от государства. Где-то даже существует «процент на искусство» от налогов компаний — на собранные деньги в городскую среду внедряют новые архитектурные формы, которые оживляют промышленные и неблагополучные районы, позволяют изучать локальную проблематику и создают дружелюбную городскую среду. Произведения паблик-арта могут стать символом города, помогут создать собственный бренд и увеличить туристическую привлекательность. Так, например, объект «Счастье не за горами» стал новым символом Перми, и туристы могут увидеть его даже среди сувенирной продукции.

Паблик-арт в России

В России любые произведения на улице должны согласовываться с властями, поэтому нелегально масштабное произведение, вроде скульптуры, установить трудно — придется пройти через долгую бюрократическую процедуру. Можно столкнуться и с вандалами, поскольку некоторые жители далеко не всегда принимают новые объекты. Несмотря на это, появляются все новые произведения паблик-арта. Они создаются в рамках фестивалей и выставок современного искусства и размещаются в разных городах России.

-2

Так, в рамках фестиваля паблик-арта ЧӦ, который проходит в Екатеринбурге, установили объект «Точка зрения» Артема Стефанова. Инсталляция состоит из 12 слоев. Работа зависит от взгляда зрителя и его положения в пространстве — это изменчивое и подвижное произведение, которое связано с возможностью трансформаций, ритмом и живым взаимодействием между его частями. С определенного ракурса элементы достигают баланса и приобретают целостность. Разрозненные слои становятся глазом, который смотрит на зрителей точно так же, как и они на него — город начинает вести диалог со своими жителями и получает ответную реакцию.

В рамках этого же фестиваля в екатеринбургской аллее разместили скульптурный объект Романа Ермакова «Небоскреб». Арт-объект относится к серии «Танцующая ось пятого измерения», в которой художник исследует возможности трансформации и взаимодействия между разными элементами. Скульптура состоит из разноцветных геометрических фигур и на первый взгляд кажется неустойчивой, однако элементы находятся в равновесии. Идея произведения, как и в случае с предыдущей работой, связана с необходимостью изменений и поиском баланса. Для художника «стабильность — это не монолитность, а пластичность. Чем мы пластичнее и быстрее умеем приспосабливаться к новой ситуации, тем мы и устойчивее по жизни».

-3

Благодаря другому фестивалю, STENOGRAFFIA-2020, на здании Екатеринбургского театра юного зрителя появился «Красный человек» Андрея Люблинского. Деревянный арт-объект подарили в честь юбилея театра. Яркая скульптура, вдохновленная советским прошлым и пиксельной графикой, выделяется на фоне светлого здания и серого пейзажа. «Красный человек» — это персонаж, который не является кем-то конкретным, но при этом может быть кем угодно. Он универсален, не имеет пола и возраста и, прежде чем обосноваться в Екатеринбурге, успел побывать в разных городах — в Нью-Йорке, Москве, Перми, Париже.

Паблик-арт в России развивается не только в рамках фестивалей, но и благодаря институциям. Музей стрит-арта в Петербурге курирует различные проекты по паблик-арту, реализуемые за пределами музея. Сейчас Музей создает Паблик-арт центр (SAM Public Art Center) — некоммерческую организацию, целью которой является продвижение уличного искусства, изменение городской среды, формирование диалога между художниками, жителями и институциями.

Решение создать Паблик-арт центр не было спонтанным. Музей стрит-арта находится на территории действующего завода «SLOPLAST», который производит в том числе уличную мебель. Изначально завод создавал мебель и другие малые архитектурные формы для Музея, однако продукцией заинтересовались и зрители. Это натолкнуло на идею о создании отдельного направления, которое бы позволяло благоустроить город и интегрировать искусство в него. Именно это и планируют реализовать в Паблик-арт центре.

В новом пространстве будут проводиться публичные и образовательные программы по паблик-арту, которых в России на данный момент практически нет. В рамках лекций и других мероприятий слушатели смогут узнать больше про художников, работающих в этом направлении, о том, где искать места для паблик-арта, как их согласовывать с городскими властями. Центр будет исследовать то, какие проекты необходимы для города, как паблик-арту выйти в публичное пространство и каким образом искусство может стать частью городской среды. Уже в этом году Музей планирует разместить объекты паблик-арта в Петербурге — следите за анонсами на сайте.

Гибкость и приспособляемость, чуткость и своевременность

На примере фестивалей и деятельности институций становится ясно, что паблик-арт — об исследовании и выстраивании коммуникации между городом и его жителями, художником и зрителями. Это публичное искусство не только потому, что оно выставляется на улице, но и потому что оно связано с теми людьми, которые по этим улицам ходят. Оно манифестирует творческую деятельность и взаимодействует с другими элементами городской среды, иногда визуально с ними споря.

Паблик-арт находится на грани эстетики и политической интервенции, однако его революционный запал зачастую пропадает из-за государственного заказа. Тогда он становится в лучшем случае декорацией. Несмотря на это, паблик-арт создает не только клишированные и понятные всем образы — и в этом его потенциал, который может быть реализован благодаря взаимопомощи художников, жителей города, институций, фестивалей, коммерческих организаций и государства. Именно об этом пишут исследователи Харриет Сени и Салли Вебстер, и цитата из их работы звучит как манифест паблик-арта: «Паблик-арт не должен длиться вечно, он не должен посвящать свои высказывания неким безошибочным, но банальным темам, чтобы быть понятным абсолютно всем; ему не нужно обозначать или создавать общие основания. Поскольку структура и контексты общественной жизни с годами меняются, паблик-арт должен стремиться к новым формулировкам и новым надеждам. Он должен полагаться на свою гибкость, приспособляемость, быть чутким и своевременным, быть определенным и временным».