Найти в Дзене

Почему памятники и крыши в Европе зеленые

Оглавление

Каждый, кто хоть раз побывал в Европе или просто рассматривал фотографии городов Старого Света, замечал: почти все бронзовые памятники и медные крыши зданий прошлых веков там зеленые. Но почему тогда в Санкт-Петербурге и Москве они не такие?

Опера, Вена, Австрия
Опера, Вена, Австрия

Почему именно медь

Здесь все просто. Медь – один из первых металлов, который научился обрабатывать человек. Исключительные свойства меди и ее сплава, бронзы, известны строителям и архитекторам давно:

  • долговечность и устойчивость к износу;
  • устойчивость к коррозии;
  • прочность и огнеустойчивость;
  • отличная совместимость с другими металлами.
Крыша Биржи, покрытая патиной. Копенгаген, Дания
Крыша Биржи, покрытая патиной. Копенгаген, Дания

Благородный налет

Влага, присутствующая в воздухе постепенно приводит к окислению металла, благодаря чему он и приобретает зелено-голубой оттенок. Этот налет – продукт окисления меди, которому реставраторы дали название «патина».

Золотисто-красная поначалу, уже несколько месяцев спустя медь приобретает коричневый оттенок, а еще через какое-то время и вовсе становится черной. Процесс оксидирования меди происходит неравномерно, поэтому металл может покрываться темными неэстетичными пятнами. Еще несколько десятков лет, и материал приобретает тот самый малахитовый или бирюзовый оттенок.

Медь, окислившаяся до черного цвета
Медь, окислившаяся до черного цвета

Рак меди

Образовавшаяся пленка надежно защищает медь от последующего воздействия окружающей среды и препятствует ее разрушению. Но так происходит не всегда, так как патина может быть «благородной» и «дикой».

Конный памятник, покрытый благородной патиной, Флоренция, Италия
Конный памятник, покрытый благородной патиной, Флоренция, Италия

Первая – очень плотная и практически не поглощает воду из атмосферы, а «дикая» – пористая и хорошо адсорбирует влагу, что наносит материалу колоссальный ущерб, вплоть до дыр и рытвин. Такое явление получило название «рак меди».

Кони Клодта на Аничковом мосту, Санкт-Петербург
Кони Клодта на Аничковом мосту, Санкт-Петербург

Определить, «дикая» патина или же «благородная» сможет только лабораторный анализ. Так, при реставрации коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге в 1999 году анализ показал, что ярко-зеленые потеки на памятниках были «дикими»: высокая влажность в сочетании с брызгами соли и реагентов привели к повреждению монументов. Памятники тщательно обследовали, старую патину вычистили и покрыли статуи специальным составом для наращивания новой, «благородной».

Чистить или не чистить: вот, в чем вопрос

В разных странах отношение к патине разное. В Европе за ней ухаживают и сохраняют, оттого так много бирюзовых крыш и статуй, а на Востоке памятники красят и золотят, не давая патине образовываться. В СССР налет с бронзы счищали, а поверхность покрывали черной краской и воском, что только ускоряло процесс разрушения.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, Санкт-Петербург. Осадки и влияние окружающей среды сильно повредили его, сейчас объект находится на реставрации.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, Санкт-Петербург. Осадки и влияние окружающей среды сильно повредили его, сейчас объект находится на реставрации.

На сегодняшний день результаты исследований неутешительны: агрессивная городская среда, обилие выхлопных газов и высокая влажность способствуют разрушению естественной благородной патины. Но реставраторы уже работают над составами, которые смогут защитить ее на долгие годы.