Здравствуй, читатель!
Думаю, сегодня именно тот самый лучший день в году, когда надо почитать хорошие ужасы. Такие, чтобы цепляли за живое и заставляли забиваться ночью под одеяло с головой. Почему именно сегодня?
Да просто потому, что 212 лет назад, как раз 19 января, родился один из основателей жанра ужасов, вдохновитель многих известных фантастов и детективистов - Эдгар Аллан По. Вот и предлагаю сегодня вспомнить несколько его рассказов и тех монстров, которые в них продолжают наводить ужас и по сей день.
Поможет нам вспомнить творчество Эдгара По книга с названием "Вампир" - отличный сборник зарубежной классики хоррора от издательства "Феникс". В этот сборник включено восемь рассказов мастера жанра. Но не все они о монстрах, а ведь в названии я заявил именно их. И, да... Многое об этих монстрах будет рассказано чуть завуалировано - я всё же не намерен пугать читателей Дзена, в отличии от По.
А видеообзор всей книги предложу посмотреть в конце публикации. Там будет не только По и его ужасы. Страха там больше, чем на 460 страниц...
Начну с рассказа, который стал первым из литературных произведений, которые пугают нас... клоунами. Это сейчас Стивен Кинг и другие авторы кино и литературы во всю рассказывают нам о том, что за нарисованной улыбкой может скрываться оскал. А ведь начало такому страху, имеющему вполне научное название "коулрофобия", положил как раз Эдгар По ещё в 1849 году. В рассказе "Лягушонок" автор изобразил простого придворного шута настоящим исчадием ада. И даже показал причины такого падения весёлого человечка.
Вот только мало кто знает, что По всего лишь интерпретировал самую реальную ситуацию. В далёком даже от По 1393 году на балу у короля Франции Карла VI случился казус, который едва не довёл его самого до погоста. Неосторожное обращение с факелом стало причиной того, что бал этот назвали "Бал объятых пламенем". Все участники бала были в маскарадных костюмах, По лишь придал истории больше гротеска и накала ужаса, введя в историю мстительного шута по прозвищу Лягушонок.
Следующим монстром нашей подборки можно назвать чёрного кота по кличке Плутон. И страху перед кошачьим племенем в психологии тоже есть название - "айлурофобия". Был ли По первым автором, который написал книгу о мстительном коте, мне выяснить не удалось, скорее нет, чем да. Но вот так искренне и страшно выразить словами ненависть в поведении и поступках животного - это, безусловно, удалось ему первому.
К тому же, именно рассказом "Чёрный кот" По снова зацепил самые глубинные и подсознательные страхи читателей. Кличка чёрного кота, выдавшего преступника полиции даже после того, очень символична - именно так в древнеримских мифах зовут повелителя подземного царства. А уж привязка кота одной фразой к ведьмам послужила триггером того, что в большинстве фильмов и мистических книг безобидное животное стало символом Зла. Вспомните хотя бы Бегемота...
Один из самых ужасных монстров, которых описал в своих рассказах Эдгар По, скрывается по маской. Это - "Маска Красной смерти", короткий и до последнего слова выверенный рассказ о пире во время чумы. Нет, Пушкин при написании своей маленькой трагедии вдохновлялся вовсе не этим рассказом, но общий фон у этих двух произведений одинаков.
Настоящая готика с множеством привычных этому жанру символом пугает и заставляет задуматься о верности своих поступков. Замок - как крепость и как тюрьма; игра с цветами комнат - в то время, когда психологов ещё не существовало как профессии... Многие исследователи творчества По считают именно этот рассказ самым выверенным с пугающей точки зрения. И, кстати, боязнь заболеть, чем фактически страдали принц Просперо и его друзья, прятавшиеся в почти герметичном замке, называется "нозофобией".
Запугал? Ну, читатель, ведь это всё фантазии человека, который родился 212 лет тому назад. И ты соглашаешься, что они тебя до сих пор пугают? Скажу уверенно - По был гением.
Чтобы немного отвлечься, посмотри, какие ещё произведения есть в сборнике "Вампир". Книга очень интересная и качественная по оформлению, говорю как счастливый обладатель одного из экземпляров тиража.