С ростом и развитием компании расширяется и штат сотрудников, что закономерно и вполне логично. Возникла потребность найма маркетологов. Но набирать и расширять штат сотрудников по принципу вот у конкурентов есть пускай и у нас будет, что то не казалось целесообразной идеей. Но с другой стороны, они зачем то нужны, какую-то пользу они приносят компании. Может нанять их для сбора цен конкурентов, по магазинам так называемого фото мониторинга. Но не слишком ли дорого нам будут обходиться фотографы? В конце концов, это могут сделать торговые представители, а супервайзеры потом все оформят в таблицу и проанализируют с изложением выводов.
Как эффективно использовать сотрудника данной профессии? Чем он должен заниматься в организации? Какую пользу может принести? Какие задачи ставить маркетологам? Стоит ли он тех денег, которые ему будут платить?
Почему такие вопросы возникают к должности маркетолога и не возникают, скажем, к водителю, который развозит продукцию по клиентам? Тут все просто. Пользу от работы водителя можно посчитать в тоннах, штуках, рейсах, а как посчитать эффект от труда маркетолога.
Вопросов больше чем ответов давайте разбираться.
Кто такой маркетолог
В интернете наверняка можно найти определение этому слову. Одно из них звучит так – это специалист, анализирующий спрос на производимый товар, вырабатывающий рекомендации для руководства фирмы о целесообразности выпуска и возможностях продажи фирмы, а также специалист в области маркетинга. Масло масленое вам не кажется? Но есть и другое определение. Маркетолог – это специалист, который занимается продвижением товаров и услуг компании. Возникает сразу вопрос, а что разве компания не может выполнять какие ни, будь работы? Куда из определения делось это направление деятельности многих компаний? Разве маркетинг не нужен для продвижения работ? И потом маркетолог продвигает, а может это продвижение и никому не нужно. В чьих интересах, и с какой целью, действует данный специалист?
По моему мнению, маркетолог – это специалист, деятельность которого направлена на выявление формирование удовлетворение потребностей потребителя по средствам выпуска необходимой для него товаров работ услуг с конечным результатом по увеличению прибыли организации, в интересах которой он действует.
Данное определение я написал как то на одном из форумов интернета. И пришел комментарий, что это за определение маркетолога «удовлетворение потребностей потребителя» вам не кажется, что слова потребитель нужно поменять на слова «покупателей» или «людей». На что я ответил очень просто «если вы производите корм для кошек или собак попугаев и морских свинок это то же определить как для «покупателей» или «людей»? - дальнейшего диалога не было. Точность определения важна!
Почему так важно знать кто такой маркетолог? Проще объяснить на примере. Когда вы идете к сапожнику, вы понимаете, что он чинит обувь. Вы ставите перед ним задачу, подбит каблук или приклеить подошву, а может и что то еще. Вам же не придет мысль, я надеюсь, с подобной просьбой обратиться в поликлинику. Исходя из той логики, ну тут зашивают раны людей, значит и ботинки подлатают. И суть этих рассуждений в том, как вы определите функцию маркетолога для себя и своей компании. Это поможет понять, какие задачи вы ему будете ставить.
Согласитесь все три приведенных определения маркетолога разные, по сути. Согласно первому, вы будете удовлетворять спрос на товар. Согласна второго, вы будете продвигать свой товар, не смотря ни на что, даже если он большинству потребителей не нужен. Исходя из третьего, при выпуске продукции, вы будете ориентироваться на потребности потребителей.
Пример. Предположим, на рынке увеличился спрос на автомобили. На автомобильном рынке три разных производителя. Согласно первому определению вы проанализируете спрос и увеличите выпуск новых моделей. Согласно второму определению вы увеличите производство всех автомобилей, включая старые модели. При этом будете тратить время и деньги на продвижение плохо продаваемых моделей автомобилей. Согласно третьему определению вы проанализируете потребности потребителей их вкусовые предпочтения в цвете обшивке салона и общего интерьера автомобиля. И будете выпускать тот автомобиль, который нужен вашим покупателям. Согласитесь, что продавать такой автомобиль проще, поскольку он соответствует внутренним предпочтениям потребителя, и вы сэкономите деньги на рекламе. Поскольку товар продает сам себя.
Задачи маркетологу.
Казалось бы, нет ни чего проще, чем поставить задачу маркетологу. Она может звучать так – «деятельность специалиста, которая направлена на увеличение прибыли». Но таким образом можно сформулировать задачу для любого сотрудника компании. Разве нет? А что конкретно он должен делать, каков круг его обязанностей?
В интернете куча должностных инструкций. И на вопрос «Чем должен заниматься в организации маркетолог?» у каждой компании будет свой ответ. Почему так?
Поясню на примере. У компании производителя товаров у маркетолога в приоритете из задач будет выявления новых потребностей у потребителей с целью разработки продукта, который эти потребности будет удовлетворять. У компании дистрибьютора или оптового поставщика у маркетолога в приоритете из задач будет выявления преимуществ перед конкурентами в цене доставке скидках ассортименте. У компаний занимающихся розничной торговлей к примеру супермаркеты гипермаркеты у маркетолога в приоритете будет привлечение конечного потребителя путем проведения акций ценовых или подарочных, распространение бонусных или накопительных карт, проведение розыгрышей, мониторинг цен на полке в магазине у конкурентов.
Исходя из того каким видом деятельности занимается ваша компания и должны ставится задачи. И важный момент. С течением времени и обстоятельств эти задачи должны корректироваться.
Два главных вопроса к маркетологу
Первый. Как он будет собирать информацию о наших клиентах-потребителях конкурентах и рынке в целом. Второй. Как он будет распоряжаться этой информацией.
Почему эти вопросы главные спросите вы, что нет других не менее важных? Отвечу так, все остальные вопросы будут производными от этих двух. Очень важно собрать достоверную информацию, поэтому важно, как маркетолог это будет делать. Какими методиками он будет руководствоваться при обработке данной информации, и к каким выводам он придет. Будут ли эти выводы соответствовать действительности и отражать суть происходящего на рынке.
Подпишитесь на канал. Поставьте лайк за труд. Буду рад прочитать ваше мнение о статье оно очень важно!