Найти в Дзене
Павел Карякин

"Высокая история и высокая литература". Об исторической книге Александра Кердана "Роман с фамилией"

Продолжаю знакомить с творчеством лучших российских писателей. Предлагаю отзыв о книге екатеринбуржского писателя Александра Кердана "Роман с фамилией"

Дорогие друзья! Продолжаю вас знакомить с творчеством лучших российских писателей. Предлагаю вашему вниманию отзыв о книге екатеринбуржского писателя Александра Кердана "Роман с фамилией".

Александр Кердан (из открытых источников)
Александр Кердан (из открытых источников)

Александр Кердан - поэт, прозаик, сопредседатель правления Союза писателей России, кандидат философских наук, доктор культурологии, лауреат многих литературных премий: "Большая литературная премии России" (2010 год), "Премия им. Александра Грина" (2007 год), премия им. Бажова (2000 год), "Международная премия им. Пикуля" (2019 год) и др.

Произведение "Роман с фамилией" опубликовано в журналах "Урал" №3/2018 и "Роман-газета" №15/2020. Книга "Роман с фамилией издана в 2019 году.

Из открытых источников
Из открытых источников

Разговор хочу начать с небольшой вводной

Я искренне считаю, что тот кто пишет исторические произведения уже и сам творит историю - принимает участие в историческом процессе, способствуют формированию мнения масс. Такой автор берет на себя высокую ответственность и возлагает на себя некую миссию. Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский. Их глобальные попытки консолидировать и обобщить огромный исторический материал, изложить его в доступной удовлетворительной форме и тем популяризировать можно считать ничем иным как настоящим гражданским подвигом.

Здесь интересно отметить, что, например, труд Карамзина, несмотря на капитальный подход и объем, читается сравнительно легко, благодаря литературному языку, который для исторического труда можно считать весьма образным и даже поэтическим.

Труды Соловьева претендуют на исчерпывающую точность и скрупулезность (опять же для своего времени, разумеется), но порой сложны для восприятия даже специалисту - предварительная подготовка читателю зачастую необходима. 

Но помимо историков-специалистов, мы знаем историков-романистов, чья миссия и ответственность перед читателем не менее сильна. Отметим, на минутку, что прежде всего художественная историческая литература охватывет более широкую читательскую аудиторию, нежели историческая литература специальная. Перед историками-романистами стоит ряд непростых задач: произведение должно быть увлекательным с одной стороны и, по возможности, максимально близким к исторической действительности с другой. И хотя определенная художественная вольность допустима (это же художественная литература), но как определить "насколько" и в каких пропорциях?! Какие приемы литературного воздействия допустимы, какие нет? Какого стиля (стилизации) придерживаться и так далее... 

Таким образом, на историка-романиста возлагается не меньшая ответственность, ведь увековечивая историю в художественной форме, автор делает ее - историю - доступной для очень широких масс. Он непосредственно участвует в формировании у читателя, как художественного вкуса, так и формированию исторического взгляда и определенного воззрения на то, без чего адекватная преемственность поколений не может состоятся - воззрения на историю, буквально на то "как это было". Я уж не говорю о том, что история - это культурная учеба, взгляд и анализ на прошлые ошибки, которые необходимо избегать; историк-романист непосредственно может формировать взгляд на нравственные ценности и непосредственно влиять на вектор духовных перспектив. Василий Ян, Валентин Пикуль, Алексей Толстой, Михаил Шолохов... У каждого своя правда и у каждого, в связи с этим, своя зона ответственности перед историей и перед потомками...

***

Сегодня речь идет о довольно уникальном, в своем роде, историческом произведении, которое можно охарактеоризовать как историю внутри истории. Здесь одно историческое исследование происходит внутри другого исторического исследования. А именно: все три главных персонажа носят ту же фамилию что и... автор. Обратите внимание и на название произведения: "Роман с фамилией". Помимо исторической подготовки автора, связанной с предварительным сбором и исследованием материала, была проведена и работа по сбору данных, связывающих фамилию персонажа с фамилией собственной (автора).

***

В данном романе предложено своеобразное оформление концепции. Интересно заметить, что перед каждой частью есть что-то типа вводного слова или своеобразной пояснительной записки "От первого лица", где Александр Кердан рассказывает о своих генеалогических исследованиях. Замысел и подход, как минимум, оригинальны.

***

Роман состоит из трех частей: "Философ", "Воин" и "Поэт".

События первой части - времна Древнего Рима. Герой - знатный воин княжеского происхождения: богатый, влиятельный, блестяще образованный, рабовладелец, командующий элитным воинским подразделением, терпит поражение и сам становится рабом.

Герой второй части - испанский средневековый рыцарь-крестоносец, попавший в водоворот интриг и заговоров и волею судьбы оказавшийся в Святой земле, будучи участником крестового похода.

Третья часть посвящена событиям тридцатилетней русско-польской войны, конкретно, восстанию Богдана Хмельницкого. Главный герой - потомственный казак - при удивительных обстоятельствах, едва не ставших для него трагическими, становится поэтом и музыкантом-бандуристом.

Как уже отмечалось, все три центральных персонажа носят фамилию Кердан.

Немного о тексте и стиле:

Заслуживает внимание и то, как автору приходилось кардинально менять стиль изложения в каждой части, перключать музыкальные регистры речи, чтобы добиться соответствующей стилизации. Взгляниете:

Начало первой части: "Я — Кердан, вольноотпущенник Тиберия Клавдия Нерона, зятя всесильного и богоподобного принцепса Октавиана Августа и несчастного мужа его беспутной дочери Юлии, да простит мне могущественный покровитель моего народа Горомаз, почитающийся здесь за Юпитера, такие слова. ... В моём отечестве, в Парфянском царстве, княжеский род наш, ведущий начало с эпохи дахов и первой династии Аршакидов, считался одним из самых знатных и почитаемых, был прославлен своими воинами, царедворцами и мыслителями".

Начало второй части: "Я — Джиллермо Рамон, старший сын и законный наследник Рамона Вифреда I, графа де Кердана. В тот день, когда я вступлю во владение нашим фамильным замком, ... к моему имени добавится латинская цифра «II», свидетельствующая, что в нашем роду с таким именем я — второй. На золотом щите моего отца — четыре алых вертикальных полосы. Этой геральдикой наш хотя и не самый древний, но весьма уважаемый род обязан Гифреду эль Пилосу по прозвищу Гифред Волосатый, который храбро сражался с врагами в войске Карла Лысого — младшего сына франкского короля Людовика I".

Начало третьей части: "Я — казацкий сын Николай. Мать моя Мария — дочь стрельца Трифонова, урождённая курянка, кличет меня Кольшей, а батька — сотник войска Запорожского Остап Кердан, зовёт на свой лад Мыколой. Нарекли меня в честь Николая Мирликийского — Святого угодника Божия и заступника православных христиан во всём белом свете, ибо родился я во вторую седмицу промозглого декабря — по святцам как раз в канун Николы Зимнего".

Автор использует, где необходимо, прием инверсии, приемы высокого слога (первые две части), а также приемы народного изложения; соответствующие архаические лексемы, диалектизмы, придающие художественному полотну соответствующий колорит, а диалогам соответствующую индивидуальную окраску.

Несмотря на то, что в отдельных фрагментах повествование порой чрезмерно изобилует историческими деталями, и подано несколько суховато (но это на мой вкус, уверен, найдутся читатели, которым эта детальность будет по душе: "Подробности - Бог", как говорил Гете), так вот, несмотря на чрезмерную детальность, погружение в художественное полотно происходит глубоко и мощно.

У каждого свой "любимый исторический период". Для меня, например, привлекательна эпоха средневекового рыцарства и именно к этой части я приступал с наибольшим воодушевлением. И в общем получил все что ждал от соответствующего жанра: благородные рыцари, подлые негодяи, измены, предательства, интриги, батальные сцены, мощный финал, вкупе с сильной драматической составляющей. Однако, наиболее сильный эмоциональный отклик у меня вызвала третья часть. Здесь драма была доведена до наибольшей высоты.

Довольно любопытные образы почерпнуты из фольклорного материала, вероятно, основанного на славянских быличках: "Но, опять же, известно, ежели ведьму задобрить и умилостивить дорогим подарком, то она и помочь сумеет в трудных обстоятельствах. Например, вернуть блудного мужа, ушедшего к молодайке. Незаметно подкарауливает Тычиха такого неверного мужа, наступает на его тень и тотчас бежит на двор к брошенной жинке, выпускает из рукава огромного речного рака, тот пятится назад, тут-то Тычиха его в землю и закапывает с определённым заклинанием… А наутро, глядишь, муж к жинке вертается…"

Очень интересны обстоятельства того, как главный герой третьей части стал поэтом и музыкантом-бандуристом. Герой едва не погиб и после тяжелых обстоятельсив, едва не послуживших причиной трагедии, обрел особенные способности: "Сами собой, казалось, без моего участия стали складываться думы про леса и горы, про хмари и хвыли, про листок ясеня, упавший в реку, унесённый прочь водой от родного ствола, про мать, что ждёт казака с войны и льёт горючие слёзы, про сына, мечтающего вернуться в родную хату и не ведающего, что год назад она спалена врагами…"

Основной концепт произведения "Роман с фамилией":

Реконструруя историческое полотно, воссоздавая декорации, быт, описывая нравы времени, Александр Кердан пытается протянуть незримую нить той самой преемственности поколений, пытается закольцевать историю и через нетривиальный ход направить читательские рассуждения по другому пути. Через подобное решение формируется спектр философских вопросов и точек зрения о тонкой связи времен и поколений: ничто в этом мире не окончательно, но все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено и возможно, циклично. Все возвращается по спирали, но в обновленном, так сказать, "продвинутом" духовно-нравственном аспекте, при том, что прошлое, настоящее и будущее – неразделимы и даже едины, а время (его течение) – глобальная единица измерения, благодаря которой или по причине которой происходит в этом мире ВСЁ!

Александр Кердан (из открытых источников)
Александр Кердан (из открытых источников)

Произведение адресовано широкому кругу читателей, но основная аудитория, это прежде всего поклонники острой исторической прозы и поклонники драматического жанра. Хотелось бы рекомендовать и школьникам, но возможным препятствием могут послужить "взрослые сцены" и опять-таки чрезмерное авторское увлечение исторической реконструкцией.

Данный роман, конечно, сильное и заметное явление в современной российской литературе. Сила художественного слова и историческая эрудиция автора делают свое дело.

Итак, читать? Однозначно! Рекомендую! Сегодня хорошую нетрендовую литературу надо прям искать. Как я уже утверждал, уверен, что "Роман с фамилией" оценят не только поклонники исторического жанра, но и поклонники хорошей драматической литературы.

Если было интересно, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень признателен! Всем добра, света и хорошей литературы!