Хаотичная информация расщепляет внимание и растрачивает энергию, тогда как упорядоченное, целенаправленное усвоение помогает извлекать и применять эту энергию. Это сравнимо с практическим использованием, например, атомной энергии.
Понять структуру удобнее, когда собственно познанию и навыкам применения предшествует общий обзор.
Итак, структура Цолькин состоит из двух волн: семантической и счетной + особые кины (зеленые и серые)
Счетная волна 13 тонов постоянна.
Семантическая волна
образуется в несколько уровней: прежде всего, ещё до проявления печатей, формируется последовательность четырех цветов.
4 цвета в 5 этапов формируют волну из 20 печатей.
Традиционно печати стартуют с красного цвета, но на самом деле старт может быть выбран произвольно, при сохранении последовательности цветов.
Семантическая волна 20 печатей максимально вариативна.
13 тонов и 20 печатей образуют структуру 260 кинов, из которых часть является "особенными": зеленые и серые кины.
По всей вероятности, зеленые и серые кины были выделены из соотношений объемной графики:
Традиционно семантическая шкала Цолькин образуется по шкале печатей Дракон - Солнце.
Дошедшие до настоящего времени изображения печатей сильно отличаются и в графике, и в наборе определений.
Печати Цолькина рисуют художники сейчас так же, как много веков назад. Что весьма кстати, поскольку прозрение художников - это та же поэзия, внутри которой такая же логичная структура, что и внутри Цолькин.
Амплитуда значений одной и той же печати настолько велика, что требует отдельного изучения.
Например, одна и та же печать в разных источниках называется: "человек", "дорога", "лестница", "трава", "зуб".
Изображается:
А другая печать в разных вариантах изображается в сходной (если не идентичной) графике, что и приведенная выше:
С продолжением сопоставлений путаница только увеличивается. Печати Цолькин имеют неожиданные совпадения в разных спектрах цветов, могут совпадать графически и семантически.
Кью?
Причина могла бы быть в Дереве, раз каждая печать образуется из нескольких:
Но на самом деле, путаница в графике и в названиях печатей дробится с нарушением логики.
Возможно, такое возникло из-за разных точек отсчета, когда считать начинали то с печати дракона, то с орла, то с кролика.
У разных народов Мезоамерики был один 260-единичный календарь, но применялся он не синхронно. По разным определениям и рисункам печатей видно, что каждый этнос пробовал актуализировать Цолькин под понятные себе символы. Цолькин был востребовал традиционно, а не функционально. Соответственно, счет сохранялся, а семантика печатей менялась и смешивалась.
Прибавьте к этому погрешность перевода и различие представлений тогда и сейчас. В нашем понимании "лестница и человек" и в понимании мезоамериканцев - ???.
Воссоздавать систему из разбитой мозаики без понимания её логических и функциональных схем - нельзя. Она просто окажется не рабочая.
Надо понимать, что значит Цолькин, как система.
Семантическое ядро Цолькин - это концепция. Она существует независимо от того, известна и понятна ли она в терминологии для нашего разума.