Свой сегодняшний рассказ я начну с комментария полученного к статье про одного из американских летчиков воевавших в Корее.
Oberst Glan
"Батя воевал в Корее, сбил 6 пин...ов из них -2- в одном бою, говорил, что больше не известно ни одного такого случая. Сын сбитого им американца приезжал к отцу в Ярославль, приглашал в америку, батя сказал : "только если на истребителе". наберите "летчик Иванов Николай Иванович, Корея" и прочитаете статью про отца с фото сбитого им аса пиндосов и разбитого фюзеляжа сейбра со звездам побед (наших сбитых и подбитых самолетов)".
Статьи с указанным названием, к сожалению, найти не удалось, но кое что всё же отыскалось и как часто случается в таких ситуациях и опять же, к сожалению, не так много как хотелось бы...
Итак!
В 1941-м году Николай Иванов поступил в Сталинградскую школу пилотов, окончив которую, в 1943-м году был направлен в город Саратов в запасной авиационный полк.
Информационная справка:
Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков - военное учебное заведение для подготовки лётного состава частей ВВС РККА.
Первый набор учлетов состоялся 1-го декабря 1929-го года. Принимались только лица направленные на обучение по рекомендациям ВКП(б) и ВЛКСМ. К 1-у января 1930-го года было набрано 239 курсантов.
15-го июля 1942-го года была получена директива № 17/502 о перебазировании под Кустанай и к 17-у августа 1942-го года школа в полном составе была под Кустанаем.
В связи со значительными сокращением авиации на основании Закона Верховного Совета СССР «О новом значительном сокращении ВС СССР» от 15.01.1960 года в соответствии с директивой ГК ВВС № 321475 от 21.04.1960 г. в период с 4-го мая по 30-е ноября 1960-го года училище было расформировано.
Спустя некоторое время Николай Иванов получил направление под Смоленск. До конца 1943-го года летчик выполнил 21 (двадцать один) БВ, участвовал в 16 (шестнадцати) воздушных боях и одержал 2 (две) победы.
В одном из возушных боев Николай Иванович Иванов был сбит.
К лету 1944-го года дивизия, в которой служил летчик, вошла в 16-ю ВА и принимала участие в Бобруйской операции.
Информационная справка:
Бобруйская операция - стратегическая военная операция Советских войск против немецких войск проводимая в Восточной Белоруссии в период с 24-го июня по 29-е июня 1944-го года.
Николай Иванович много летал и набирался опыта от своего ведущего, Героя Советского Союза старшего лейтенанта Арсения Морозова. По завершении Бобруйской операции дивизия перешла в 4-ю ВА, где принимала участие в освобождении Польши.
16-го февраля 1945-го года летчик Иванов снова был сбит. Покинул горящий самолет с парашютом. При этом сильно обгорел и был отправлен в Центральный авиационный госпиталь, где ему была сделана операция. Заключение врачей было единодушным - летчик летать больше не будет.
Несмотря на утверждения врачей, Николай Иванов добился разрешения на полеты и был направлен в УЦ ДОСААФ в Вязниках, после которых он попал в 726-й ИАП, где освоил истребитель МиГ-15 после чего был направлен в служебную командировку...
В марте 1952-го года ИАП, в котором служил летчик Иванов, получил приказ к перебазированию и начиная с 20-го апреля началась активная подготовка к боевым действиям.
В начале июля полки авиационной дивизии перелетели на аэродромы первой линии Аньдун и Дапу, а 16-го июля советские летчики провели свой первый воздушный бой с американскими "Сейбрами" и сбили 1 (один) самолет противника.
1-го августа 1952-го года летчик Николай Иванов открыл счет своих воздушных побед и сбил сразу 2 (два) американских самолета, в том числе F-86 майора Феликса Эслы, имевшего к тому времени 4 (четыре) победы в воздушных боях.
20-го августа в воздушном бою с "Тандерджетами" и "Сейбрами", Николай Иванов одержал свою 3-ю победу. Но момент поражения цели на пленку фотопулемета не попал и сбитый самолет был засчитан на счет всего полка.
Очередную победу на американским "Сейбром" Иванову также не засчитали.
В процессе служебной командировки Николая Иванова наградили Орденом Ленина и ему было присвоено звание майор.
Огромное нервное напряжение вскоре разбудило старые раны и Николая отправили в госпиталь. Из госпиталя он вернулся уже к окончанию боевых действий.
16-го июля 1953-го года Николай Иванов выполнил свой последний боевой вылет, в котором он повредил еще один самолет противника.
Всего в небе 2 (двух) войн Николай Иванов выполнил 178 (сто семьдесят восемь) БВ, из них 128 (сто двадцать восемь) в Великую Отечественную и 50 (пятьдесят) в Корейской войне.
По возвращении на родину Николай Иванович Иванов освоил МиГ-17 и окончил Академию ВВС.
В 1957-м году был списан с летной работы по состоянию здоровья. Но с авиацией не распрощался и продолжил работу в Учебном Центре ДОСААФ города Ярославля.
Вот, собственно говоря, всё что удалось узнать на сегодняшний день...
Примечание: Было бы не плохо если бы комментирующие сопровождали свои записи фотографиями...
Также можно почитать:
Советские летчики воевавшие в Корее - Бахаев Степан Антонович
Советские летчики воевавшие в Корее - Шеберстов Константин Яковлевич
Советские летчики воевавшие в Корее
Советские летчики воевавшие в Корее - Сморчков Александр Павлович
Советские летчики в Корее - Сутягин Николай Васильевич
Советские летчики - Крамаренко Сергей Макарович
Всем здоровья и долгие лета!
Спасибо за то, что Вы рядом!