Найти в Дзене
Об аутизме изнутри

Об аутизме изнутри. Не все то АВА, что интенсивом названо, или я много требую?

Всем добрый день!

Я видела небо интенсива летом, а в начале января я познакомилась с ядром земного шара в этой сфере, ибо ниже, на мой взгляд, уже некуда.

Наша Александра занялась глобальным проектом, требующим постоянной работы, и в данное время не смогла нас взять на интенсив. Немного поколебавшись, я решилась поменять специалиста (вроде летнюю программу освоили, хотелось выставить дальнейшие цели и, опять же, поработать с профессионалом).

Я не буду озвучивать, куда мы ездили и у кого занимались, терпеть не могу антирекламу, тем более, что мнения у людей разные, опыт разный, требования и ожидания так же могут не совпадать с моими. Скажу так - возможно, если бы мы были на интенсиве впервые, если бы я не видела работу профессионала высокого уровня, я бы десять дней с ребенком провела на интенсиве и попыталась что-то из этого полезного извлечь.

Но в данное время мне просто не хватило терпения смотреть на это все и, пожалуй, сил уговаривать себя подождать до завтра.

Наш интенсив начался 5 января. Я понимала, что первый день (двухчасовое занятие) - это время вопросов и ответов, и установления контакта с ребенком. Так было летом - первый час мы беседовали, Александра наблюдала за Захаром. Второй час - Захар показывал нежелание что-либо делать с незнакомым специалистом вкупе со своим характером и усталостью. Но задания были сделаны, не одно и не два.

Здесь же я увидела специалиста, которая, разговаривая со мной, смогла усадить Захара за стол и... отвлеклась обратно на меня. Сын чуть-чуть посидел, пока тетя что-то неторопливо искала в ящике стола и разговаривала с мамой, да и пошел обратно по кабинету круги нарезать да игрушки из коробок доставать.

Это даже мне понятно, что если Захар сел за стол, главное - захватить его заданием. Тут первостепенное значение имеет скорость предоставления задания, а соответственно, структурированность среды - подготовка как материалов (чтобы под рукой все было), так и специалиста.

Вокруг не было ничего. Какие-то предметы и картинки специалист долго искала в ящиках. Настолько долго, при этом не уделяя внимания Захару, спрашивая что-то у меня или рассказывая мне что-то, что внимание Захара было безвозвратно утрачено, как и его желание сидеть заниматься.

Периодически мою зеркало😂, отмывая вентиляторы
Периодически мою зеркало😂, отмывая вентиляторы

Кто работал с детьми с РАС (расстройством аутистического спектра), думаю, без труда ответят правильно на вопрос, каким образом целесообразно звать ребенка на занятие: 1. Захар, милый, иди, пожалуйста, садись за стол, позанимаемся чуть-чуть, а потом я тебе дам, что ты хочешь, или 2. Захар, перемена окончена, садись за стол (а в идеале, еще звонок присовокупить).

Я была удивлена количеству слов, явно лишних в общении с Захаром. Неверный, но смешной ответ ребенка незамедлительно подкреплялся громким смехом специалиста. Зачем? Помню, на кота, плавающего в шубе, и на кря-крят (детенышей утки) Александра летом молча, отвернув лицо от моего сына, быстро сдержала улыбку в тишине (!) и продолжила занятие. Я давилась смехом так же молча, глядя в стену. Без подкрепления неверных ответов, без предоставления лишнего внимания ребенку, без нарушения целостности и хода занятия.

Нежелательное поведение, выражавшее отказ Захарки идти за стол, вызвало у специалиста громкое "Ну, знаешь!.." и вопрос, а как я дома с этим справляюсь? Что делаю я, когда сын не идет заниматься? Я рассказала про таймер, про то, что дома как раз все отточено в этом отношении, но тетино "чуть-чуть, малыш, зайчик и, ну, надо позаниматься сначала" взяли верх.

Эти первые 2 часа немного сбили меня с толку, я не совсем поняла, что это было, но списала все на установление контакта и знакомство с ребенком, его навыками и дефицитами.

Кроме того, мне было авторитетно заявлено, что "если бы я была в комиссии, я бы тоже аутизм Захару не поставила, у Вас, скорее, ЗПР с аутистикоподобными чертами". А пробелы в тесте VB-MAPP, который летом на интенсиве был Александрой заполнен в соответствии с Захаркиным уровнем развития, специалист назвала своего рода ошибками, просто, наверное, Захар из вредности не ответил на ряд вопросов.

Это первый из рассказов о нашем неудачном интенсиве.