Найти тему
Из жизни

Кто против возвращения городу на Волге исторических названий?

Оглавление

Вид Юрьевца с горы. Фото русского фотографа Сергея Прокудина-Горского (1910 г.)
Вид Юрьевца с горы. Фото русского фотографа Сергея Прокудина-Горского (1910 г.)

Юрьевецкие активисты выступили с конкретными предложениями о переименовании улиц старинного города

Как показывают опросы в социальных сетях, тема возвращения улицам наших городов исторических названий достаточно злободневна. В каком бы городе ни проводился опрос, аудитория в основном делится на четыре группы:

  • Однозначное «за». Патриоты, которые чтят историю России от истоков до наших дней. Основной мотив: повальное переименование улиц после 1917 года – это революционный вандализм и намеренное уничтожение культурно-исторического слоя носителями враждебной антирусской идеологии. Образованы, оперируют документальными свидетельствами.
  • Однозначное «против». Упоротые исповедники коммунистической квазирелигии им. Ульянова-Ленина. Основной мотив: верните нам в зад КПСС и СССР. Оперируют уже мертвыми штампами и мифами советского режима.
  • Мягкое «против». «Советские» патриоты. Основной мотив: «советский период» - такая же история, как и дореволюционная, не будем уподобляться большевистским варварами, сохраним все как есть. Люди, обманутые пропагандой второй группы.
  • Экономическое «против». Основной мотив: боятся, что их заставят раскошелиться на техническое обеспечение процедуры замены табличек.
  • Шантажисты («ты - мне, я – тебе»). Основной мотив: наведите порядок с благоустройством, освещением, тротуарами, дорогами, водоснабжением, предоставьте рабочие места, и мы после этого хоть горшком обзовемся.

Давайте разбираться.

Первая группа — это ядерный драйвер реставрации. У аудитории разная мотивация, но у всех в основе – личные убеждения, глубокий патриотизм и, понимание того, что до сих пор «мертвые держат живых». А страна, избавившись в своем титульном названии от слов «советская» и «социалистическая», обязана сделать следующий шаг в духовном освобождении улиц наших городов от рекламы имен революционных террористов и палачей. Кровь невинных жертв стучит в их сердца.
Вторая группа. Люди, в силу разных причин не нашедшие себя в новых условиях, не способные жить в многовекторном мире, мечтающие о возврате гарантированной социально-пищевой уравниловки, которую они благоговейно величают «советским социалистическим» строем. Не хотят, не готовы, а, может быть, и не умеют брать на себя ответственность за свою судьбу. Готовы за пайку быть «винтиками» в машине очередного вождя, который твердой рукой поведет их за собой к прекрасной (пусть и неосуществимой) мечте. Видят мир через узкую амбразуру обанкротившейся идеологии и абсолютно недоговороспособны. Нуждаются в социальной адаптации. В определенных условиях могут быть опасны как носители экстремисткой идеологии классовой борьбы, на практике принесшей неисчислимые беды человечеству в разных частях земного шара.

Третья, четвертая и пятая группа состоят из людей, не имеющих ярко выраженного идеологического несогласия с предложением вернуть улицам их исторические названия. У них есть «опасения». Не уподобимся ли мы сами революционным варварам, огульно переименовывая улицы советских времен? Не придется ли нам из собственного кармана заплатить за чью-то «бессмысленную» инициативу, которая не принесет материального улучшения нашей собственной жизни? И уж если власти вдруг задумаются о перемене названий, пусть под это дело подкинут нам каких-нибудь плюшек: дороги починят и/или производство откроют. Вот тогда мы согласные будем.

С этими группами можно и нужно прийти к консенсусу. Вернуть их из придуманного мира тотального перекраивания реальности, рассказав им, что, как и за чей счет будет изменено.

Прошу меня услышать. Предлагается не переименование советских названий улиц в некие несоветские, а - внимание! - возвращение исторических названий тем улицам, которые существовали до 1917 года и были переименованы в советский период. Таких улиц в старинном русском городе Юрьевец, точнее, в его исторической, нижней части восемь (краеведы, пожалуйста, поправьте меня, если ошибаюсь). Улицы, появившиеся в советский период (Фрунзе, Кирова, 40-летия и 60-летия Октября), пусть остаются с теми названиями. Пусть сохраняют свою аутентичность - до тех пор, пока сами жители не решат, к примеру, что нынешней улице Урицкого больше подходит имя Героя Советского Союза Бориса Николаевича Мошкова.

«Георгиевское землячество» предлагает переименовать улицу Интернациональную (что это название говорит вам, юрьевчане?) и присвоить ей имя Героя Советского Союза Алексея Ивановича Сиротина. Улице Советской нужно вернуть ее историческое название – Георгиевская. Согласитесь: два патриотичных названия будут гармонично соседствовать, через века крепко связуя поколения юрьевчан. Возвращения исконных названий заслуживают и улицы, названные в честь вожде мирового пролетариата: Ленина должна стать Еленинской, а Карла Маркса - Покровской.

Я запросил в Костромском государственном архиве копию карты Юрьевца начала XX века. На ее основании можно будет детально изучить топонимику города в дореволюционный период и принять взвешенное, обоснованное решение. Для этого необходимо создать топонимическую комиссию при главе района, в которую обязательно включить краеведов А.М. Липина и С.К. Жихареву, историков, персонально А.П. Ильина, представителей Русской Православной Церкви в лице благочинного о. Максима и о. Евгения, патриотических общественных организаций-инициаторов восстановления исторической справедливости (РОО «Георгиевское землячество», местных отделений движения «Царьград» и «Союза православных женщин России»), депутатского корпуса и юристов. Дать комиссии год ­– и не давить ее участникам на психику.

Возникает резонный вопрос: нужно ли будет жителям и юрлицам выправлять новые документы из-за смены названия улицы?

Вот что говорят об этом юристы.

При переименовании улицы изменения места жительства гражданина не происходит, поэтому обязанности по снятию с регистрационного учета по старому адресу и постановке по новому не возникает. При желании гражданин может обратиться в соответствующие органы с просьбой обновить штамп в паспорте. Что касается юридических лиц, то в ЕГРЮЛ сведения обновятся автоматически – они поступят из Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Тоже самое произойдет с информацией в  Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В процессе возвращения исторических названий обязательными условиями должны стать отсутствие дополнительных расходов для граждан и прозрачность всех действий.

Остается еще один важный вопрос: за чей счет банкет? Ходили слухи, что при переименовании ивановского проспекта Фридриха Энгельса в Шереметевский проспект некоторые жители понесли некие затраты. Я поинтересовался у знакомых, которые живут на проспекте, так ли это. Ответ был однозначным: нет.  Та же история с переименованием в областном центре улицы Боевиков в улицу Якова Гарелина: расходов – ноль. А с недавних пор оплату изготовления и установки табличек с новыми названиями улиц берет на себя общественное движение «Царьград». Его лидер Константин Валерьевич Малофеев неоднократно заявлял об этом публично.

Если говорить об этих расходах, то в отношении Юрьевца сумма выходит вовсе не заоблачная: одна табличка обходится примерно в 300 рублей, нам нужно 100 табличек. Итоговая сумма ­­– 30 000 рублей.

Давайте посмотрим на наш город и его историю без стереотипов и признаем, что в Юрьевце хватает имен, достойных быть увековеченными в названиях его улиц - от первых воевод до героев современности, людей, создававших его духовную и художественную красоту. Тех, кто внес значительный вклад в его развитие и оставил свой след в истории России – Симона Блаженного, Ермака Тимофеевича, Черкасского, Ласточкина, героя Советского Союза Балукова, Владимирова, Черногубова и многих других. Кроме этого, в будущем, могут вполне прижиться природно-художественные названия для новых улиц: Тенистая, Родниковая, Пляжная, Речная, Сказочный переулок, Весенняя, Творческая, Рыбная, Целебная, Парусная…

Одним словом, топонимика - широкое поле для творчества горожан, реальный шанс изменить городскую атмосферу, наполнить ее настоящими, а не мнимыми юрьевецкими героями, и в тоже время сделать ее легкой, красивой, вдохновляющей.

Главное в этом деле – не волноваться, быть тактичными и внимательными друг к другу, уметь слушать и слышать другое мнение. Поверьте: никто не хочет никого ущемлять и тиранить. Мы же не боевики-террористы, а православные христиане.

Андрей Козлов,
сопредседатель Юрьевецкого местного отделения Общества «Царьград»