Третье правило
Каждое имя Аллаха указывает на:
- Наличие этого имени у Аллаха
- Его Качество, которое описывается в этом имени
- Прямое воздействия этого имени на творения, если это имя образовалось от переходного глагола.
Данное правило отвечает на следующий вопрос: на что указывает наличие у Аллаха того или иного имени? Разберем каждый из трех пунктов, указанных в вышеупомянутом правиле:
1 Каждое имя Аллаха указывает на наличие этого имени у Аллаха: Это означает, что если мы встретили в Коране или достоверной Сунне какое-либо из имен Аллаха, то нам следует уверовать в то, что это является одним из имен Аллаха. Так, например, Всевышний Аллах говорит о Себе: “Он Всеслышащий и Всезнающий” (Св. Коран, сура 2:137). Это означает, что мы должны уверовать в то, что Ему принадлежат такие имена, как “Всеслышащий” (ас-Сами́’ السميع) и “Всезнающий” (аль-‘Али́м العليم).
2 Каждое имя Аллаха указывает на Его качество, которое описывается в этом имени: Каждое имя Всевышнего Аллаха обязательно указывает на то, что у Аллаха имеется качество, которое описывается в этом имени. Так, например, Его имя “Всеслышащий” (ас-Сами́’ السميع) указывает на то, что у Аллаха есть качество “слышать”. Таким образом, вера в имена и атрибуты Аллаха подразумевает то, что мусульманин должен уверовать в то, что у Аллаха есть имя “Всеслышащий” (ас-Сами́’ السميع), что Аллах действительно слышит. Если же кто-то скажет “я верю, что у Аллаха есть имя “Всеслышащий” (ас-Сами́’ السميع), но отрицаю, что Он слышит”, то вера этого человека в Аллаха не будет являться полной.
3.Каждое имя Аллаха указывает на прямое воздействие этого имени на творения, если это имя образовалось от переходного глагола: Данный пункт в этом правиле указывает на то, что имена Аллаха делятся на две категории — имена, которые произошли от переходных глаголов (фи’ль мута’ади الفعل المتعدي), и имена, которые не произошли от переходных глаголов. Переходной глагол (фи’ль мута’ади الفعل المتعدي) — это глагол, который обозначает действие и воздействие которого может перейти на других. Другие глаголы называются непереходными (фи’ль лязим الفعل اللازم).
Когда же мы говорим, что имена Аллаха, образованные от переходных глаголов, имеют прямое воздействие на творения, то здесь мы подразумеваем соответственные последствия этого имени в отношении Его творений.
Для более ясного разъяснения приведем следующий пример. Имя Аллаха “Всеслышащий” (ас-Сами́’ السميع) образовалось от переходного глагола “слышать” и указывает на то, что Аллах слышит все, о чем говорят Его творения. Это и есть прямое воздействие на творения и последствия этого имени.
Также из последствий имен Аллаха, которые образовались от переходных глаголов, являются вытекающие из них шариатские положения. Так, например, Всевышний Аллах сначала говорит о жестоком наказании, которое заслуживают разбойники и бандиты:
إِنَّمَا جَزَاءُ الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الْأَرْضِ فَسَادًا أَنْ يُقَتَّلُوا أَوْ يُصَلَّبُوا أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُمْ مِنْ خِلَافٍ أَوْ يُنْفَوْا مِنَ الْأَرْضِ ۚ ذَٰلِكَ لَهُمْ خِزْيٌ فِي الدُّنْيَا ۖ وَلَهُمْ فِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
“Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения”.
Св. Коран, сура 5:33
Затем Всевышний Аллах в последующем аяте говорит:
إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا مِنْ قَبْلِ أَنْ تَقْدِرُوا عَلَيْهِمْ ۖ فَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
“Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — Прощающий, Милостивый”.
Св. Коран, сура 5:34
В этом аяте не говорится прямо о том, какое действие следует применить к покаявшимся и сдавшимся разбойникам. Однако, основываясь на вышеуказанное правило, ученые, опираясь на имена Аллаха “Прощающий”, “Милостивый”, пришедшие в конце аята, постановили, что наказание спадает с них, если они сдались и покаялись до того, как были пойманы. Это и есть вытекающие положения из имен Аллаха. Ведь, если задуматься, весьма очевидно, что Аллах, сказав “Знайте же, что Аллах — Прощающий, Милостивый” поведал нам о том, что Он простит и помилует этих разбойников, если они сдадутся и покаются.
Что же касается имен Аллаха, которые образовались от непереходных глаголов (фи’ль лязим الفعل اللازم), таких, как “Живой” (аль-Хайй الحي), “Наивеличайший” (аль-‘Азы́м العظيم) и т.д., то эти имена указывают только на первые два пункта: на то, что Аллаху принадлежат эти имена, и на то, что у Него имеются качества, на которые указывают эти имена. Без этого вера мусульманина не может быть полноценной в отношении имен и атрибутов Аллаха. Так, например, верующий должен уверовать, что у Аллаха есть имя “Наивеличайший” (аль-‘Азы́м العظيم) и что “Величие” является одним из Его качеств.
Хотя познания этих имен оказывают на человека влияние в том плане, что чем больше человек познает прекрасные имена и качества Всевышнего Аллаха, тем больше он начинает Его любить и поминать, однако это влияние не является прямым влиянием на творения, в отличие от переходящих имен Всевышнего Аллаха.
Для более ясного разъяснения разницы между переходными и непереходными именами можно ознакомиться с нижеприведенным графиком, где в качестве примера рассматриваются имена Всевышнего Аллаха “Всезнающий” и “Наивеличайший”: