Во Франции расширяется система слежки за «неблагонадёжными» элементами. Теперь в полицейские базы данных будут фиксироваться сведения не только о политической деятельности, но и о политических взглядах граждан, не только о профсоюзной активности, но и о факте членства в профсоюзах, а также об их философских и религиозных убеждениях, состоянии здоровья и деятельности в соцсетях и повседневных привычках.
Иск, поданный профсоюзными и правозащитными организациями, был отклонён Госсоветом, посчитавшим, что такое расширение контроля над народом не наносит ему «чрезмерного ущерба».
Председатель Госсовета вынес свой вердикт. 4 января он отклонил иск, поданный профсоюзами ВКТ, «Рабочей силой», Единой профсоюзной федерацией, «Солидарными», Союзом французских студентов, профсоюзом судей, профсоюзом французских адвокатов и правозащитной организацией Gisti. В заявлении адвоката этих объединений содержится ходатайство о приостановке действия указов правительства от 4 декабря 2020 года на основании того, что эти документы представляют собой «несоразмерное посягательство на право, на уважение к частной жизни, а также на свободу мнения, совести и вероисповедания», так как открывают дорогу к «сбору персональных данных в беспрецедентно широком масштабе».
Спорные указы касаются трёх полицейских реестров: один из них составляется с целью «предотвращения посягательств на общественную безопасность» (Pasp) и используется непосредственно полицией, второй, применяемый жандармами, служит для «управления информацией и предотвращения посягательств на общественную безопасность» (Gipasp), а третий обобщает сведения об «административных расследованиях, связанных с общественной безопасностью» (EASP). Эти реестры существуют уже давно, но недавние распоряжения исполнительной власти расширяют перечень оснований для внесения в них данных о гражданах в интересах спецслужб. Теперь полицейские и жандармы вправе фиксировать в базах данных сведения о людях в связи с их «политическими взглядами», «философскими, религиозными убеждениями» и «профсоюзной принадлежностью», хотя раньше достаточно веским мотивом для этого признавалась только политическая или профсоюзная «деятельность» гражданина.
Кроме того, теперь в базу данных будет попадать информация о «психологических расстройствах», о «повседневных привычках» и о «деятельности в социальных сетях». Анонсированная в начале декабря массовая фиксация каждого шага людей немедленно вызвала обеспокоенность у членов ассоциаций по защите гражданских свобод и у профсоюзных активистов.
«Под прицелом оказалась наша работа в профсоюзах, смысл нашей жизни, - подчеркнул в ходе заседания суда генеральный секретарь ВКТ Филипп Мартинес. – Эти реестры стирают различия между активистами, членами объединений и простыми работниками, которые ставят свои подписи под тем или иным открытым письмом... Будучи юридическим лицом, ВКТ также может пострадать, а это угрожает принципам социальной демократии». Однако председатель суда по срочным вопросам в составе Госсовета Матьё Эрондар счёл, что документы правительства не наносят «чрезмерного ущерба» свободам профсоюзной деятельности, мнения, вероисповедания и совести. Вместе с тем высшая административная судебная инстанция страны напомнила, что в центре внимания окажутся только те акции профсоюзов, которые «способны нанести ущерб общественной безопасности или безопасности государства», а значит, якобы «там не будут регистрироваться люди только из-за их профсоюзной принадлежности», хотя в содержание правительственных документов именно это и позволяет.
«Госсовет упомянул это, и мы проследим за тем, чтобы Cnil (Национальная комиссия по информатике и свободам – прим. ред.) позаботилась о соблюдении этого положения», – сообщили во вторник в своём коммюнике представители профсоюзов, ранее обратившихся с ходатайством о приостановке действия подписанных указов.
Решение вызвало негодование и в стане левых. В частности, депутат от «Франции непокорённой» Эрик Кокрель во вторник признался, что он «изумлён» решением Госсовета: «Мы продолжаем двигаться к ещё более авторитарному обществу, где за всем наблюдает Большой брат, где стирается грань между свободами и безопасностью». Профсоюзы намерены подать иск с требованием отменить всех указов, который скоро будет рассмотрен.