«У меня за мою жизнь было несколько автомобилей, но в итоге я решил полностью отказаться от личного авто, — рассказывает руководитель ряда ITпроектов Евгений Шилов. — Владеть машиной свыше 800 тыс. рублей просто невыгодно и, главное, неудобно. Она очень быстро обесценивается, дорогие запчасти, ремонт и страховка. Сейчас я трачу на каршеринг около 8 тысяч в месяц. И это выходит дешевле. Кроме того, голова не болит: а что если поцарапают? Не надо думать, успею ли я в рабочем цейтноте продлить страховку. Да, большинство моих друзей ездят на своих автомобилях, но уже есть несколько, которые также отказались от машин».
Сколько воронежцев уже отказались от авто?
«Не роскошь, а средство передвижения». Похоже, для некоторых уже и средство дискомфорта? По крайней мере, 20 % читателей DF утверждают, что стали реже пользоваться личным автомобилем (пользуются услугами водителя, частично пересели на каршеринг или на такси). А некоторые и полностью отказались от собственной машины.
«Мне периодически нужна машина для работы, но на такси выходит в 2 раза дешевле, чем содержать свой автомобиль. Да и чисто психологически не хочется проводить столько времени за рулем, особенно с нашими пробками. В свое время уже наездился. Если недалеко и не срочно, то предпочитаю пройтись пешком — сейчас мода на здоровый образ жизни», — шутит создатель детективного агентства «Особый случай» Валентин Харламов.
По оценкам сопредседателя реготделения организации «Город и транспорт» Михаила Аксенова, полностью отказались от авто в Воронеже около 2-3 % бывших автомобилистов. Согласен с такой цифрой и совладелец ряда автосервисов Дмитрий Шейкин:
«Например, в нашей семье долгое время было 3 машины: у меня, у супруги и отдельная для дальних поездок. Мы сократили количество авто до одного. Супруга не так часто выезжает, поэтому поездки на такси обходятся гораздо дешевле, чем годовое содержание автомобиля. Да я сам буквально вчера ехал на такси — 63 рубля по центру. Смешная сумма».
Факторы за отказ от авто
Фактор 1. Появление в Воронеже каршеринга и удешевление такси.
«За год спрос вырос в разы, с весны нам обрывают линию», — прокомментировали в CarSmile. В зависимости от класса автомобиля на аренду авто действуют 2 тарифа: 8 и 9,8 рублей / минута. А в утренние часы скидка — 6,5 рублей / минута. Таким образом, получасовая поездка утром до офиса будет стоить около 200 рублей. Да, это дороже, чем расходы только на бензин. Но если прибавить сюда еще платную парковку, а также амортизацию авто, то, по словам постоянных клиентов каршеринга, выходит дешевле:
«Даже если не брать ремонт, то машину нужно мыть, нужно менять масло и прочие расходники, — перечисляет Евгений Шилов. — Я живу в центре, и очень часто каршеринговый автомобиль стоит у меня прямо под окнами. Либо я трачу 5 минут на то, чтобы до него дойти».
По словам директора Центра международного сотрудничества «Русско-сербский диалог» Евгения Осенкова, дешевле содержания собственного автомобиля стало обходиться и такси, особенно после захода в город федеральных агрегаторов.
5 тыс. рублей в месяц — это 60 тыс. рублей в год. Содержание же собственного автомобиля, по оценкам владельца издания и канала CarzClub.ru Алексея Шамарина обходится в 100-150 тыс. рублей. Сюда входит бензин, ТО, штрафы, парковки (если не арендуется крытая парковка — это уже отдельная статья расходов) и т. д. Если необходим ремонт, то сумма увеличивается в разы».
Фактор 2. Новые сервисы меняют модель потребления.
«Взял машину и поехал», «Каршеринг — автомобиль в кармане», «Рули в Воронеже» — с такими лозунгами зашел в Воронеж CarSmile. Новые сервисы работают со смыслами, меняя представление о свободе. Если раньше ее олицетворял личный автомобиль, то теперь дает арендованный. И даже большую, как утверждают в каршеринговых компаниях. Они не продают скидки или тарифы, они продают новую модель жизни.
Фактор 3. В среднесрочной перспективе платные парковки дадут свой эффект.
Вопрос с законностью взимания штрафов был решен только в этом году, плюс временно штрафы были отменены из-за пандемии, поэтому реальный эффект от работы платных парковок будет виден в следующем году. В любом случае это еще один пункт расходов на автомобиль, который добавился недавно. И для кого-то он сыграет свою роль, ударив по семейному бюджету в условиях падения доходов.
Фактор 4. Контроль за наличием страховки усилится, а ее оформление при этом усложнится.
По оценкам автоюриста, директора компании «Титания» Татьяны Арепьевой, около 30 % воронежцев сейчас ездят без полиса ОСАГО. Однако, в ближайшее время контроль за наличием полисов может усилиться: в Москве с июля уже действуют штрафы за отсутствие ОСАГО по номерам авто (номера фиксируют камеры и наличие ОСАГО автоматически проверяется по базе). В сентябре к столице присоединились еще 4 региона. Пока срок начала действия такой же системы в Воронежской области неизвестен. Однако, эксперт уверена, что он не за горами. А, значит, сэкономить на полисе не удастся.
«Но проблема в том, что процедура получения полиса также усложняется, — поясняет Татьяна Арепьева. — Самое интересное, что в Воронеже застраховать проблематично 2 противоположные категории авто: те, которые старше 10 лет (особенно, если за рулем пенсионер — страховые найдут сотни способов, чтобы отказать ему в страховке) и наоборот, мощные премиальные авто, такие как Land Cruiser или Cayenne».
Факторы против отказа от авто
Фактор 1. Автомобиль как показатель статуса, а также иллюзия комфорта.
«Не думаю, что отказ от личного авто станет прямо-таки массовым, — рассуждает психолог Алла Шепелева. — Во-первых, автомобили объективно имеют ряд своих преимуществ. Во-вторых, все мы разные, и для многих людей по-прежнему на первом месте стоит эффект и общественное мнение. А механизм на четырех колесах они рассматривают, как символ, который впечатлит и удивит окружающих. И это тоже никуда из человеческой психологии не денется».
Дмитрий Шейкин считает, что автомобиль уже давно перестал быть средством комфорта: «С машиной сейчас как в анекдоте: «Я сегодня и масло успел поменять, и колеса переобуть… Как бы вот я все это успел без авто!».
Однако воронежцы, жизнь которых менее эмоционально насыщена и наполнена развлечениями, чем тех же москвичей, пока еще получают «кайф» от стояния в пробке, зато за рулем собственного автомобиля.
Фактор 2. Недостаточно развитая инфраструктура для полноценной работы каршеринга и такси.
«Автомобилистам неудобны ограничения в географии поездок на авто из каршеринга, а также практически отсутствие собственных бесплатных парковок этих компаний в Воронеже», — считает региональный директор Fresh Auto Воронеж Андрей Скрипский.
Это наблюдение подтверждают и объявления, а также комментарии в официальной группе каршеринга в Воронеже «ВКонтакте». Например, там можно встретить такое объявление: «В связи с установкой шлагбаумов парковка ТЦ «Южный полюс» закрыта для каршеринга». Или: «В связи с пониженным спросом и длительным простоем автомобилей, зоны завершения аренды в районе Грамши и Пед. институт временно закрыты» (орфография и пунктуация сохранены). Автомобилист под ником Василий Васильев оставил следующий комментарий: «Особенно достает зона завершения аренды, вся рваная и смешная. Яндекс и Дели просто смеются наверно».
Немалую роль играет и то, что пока платные парковки не заработали в Воронеже «в полную силу».
«Платные парковки? Они достаточно дешевы, чтобы реально ограничить людей от пользования автомобилем, плюс система взимания штрафов работает пока криво, — считает Алексей Шамарин.
О том, как воронежцы не платят за парковку в центре, читайте в материале «Назло кондуктору». Пока такая ситуация явно не способствует тому, чтобы автомобилисты пересаживадись на каршеринг ли такси.
Фактор 3. Коронавирус.
«В современных эпидемиологических условиях, наоборот те, кто ранее ездили на каршеринге, чаще задумываются о собственном транспорте, потому что в нынешней обстановке его использование гораздо безопаснее», — считает Андрей Скрипский.
Фактор 4. Для жителей ЖК на окраине города нет комфортной альтернативы личному авто.
«Процент людей, которые отказываются от авто, был бы больше, если бы Воронеж был более компактным городом, — рассуждает Аксенов. — Даже при поездке из Северного уже гораздо проблематичнее воспользоваться тем же каршерингом. А что говорить о новых жилкомплексах, которые появляются на окраине или даже за пределами города. Там просто нет каршеринга, а такси будет стоить уже в разы дороже. А, по всей видимости, город все-таки будет растягиваться и дальше».
Также, по мнению директора «Воронежского авторынка» Юрия Федорова, практически нет вариантов, как выехать в область, кроме как на личном автомобиле: «Не нужно сравнивать с Москвой. Там, даже если человеку нужно выехать, например, в Подмосковье, он всегда найдет удобный для себя вариант. Развит общественный пригородный транспорт. У нас же на чем вы поедете отдохнуть на Усманку или проведать родственников в деревне, которые есть у большинства горожан?»
А сколько еще откажется?
Мнения по этому поводу разделились.
Точка зрения 1.
По мнению Михаила Аксенова, количество тех, кто будет отказываться от автомобиля будет только расти. И уже через 3-4 года может составить 5 % и более. «Даже в США, супер автомобилизированной стране, каждый год людей, которые сдают на права, становится меньше. Мы тоже, пусть позже, но придем к этому», — уверен Аксенов.
Точка зрения 2.
Вместе с увеличением числа тех, кто откажется от авто, будет расти и число тех, кто впервые приобретает автомобиль, считает Дмитрий Шейкин. В итоге через 3-4 года эти цифры уравновесят друг друга. То есть в целом количество автомобилистов не изменится.
Точка зрения 3.
Число людей, отказывающихся от автомобилей, расти не будет.
«Никогда все новые сервисы не заставят людей полностью отказаться от личного авто. Тем более в провинции. Они могут ими пользоваться периодически, но при этом иметь и свое авто, — уверен Алексей Шамарин. — Не стоит забывать о тех же поездках за город и вообще чувстве свободы, которое дает автомобиль».
Такой же позиции придерживаются автодилеры. Например, Андрей Скрипский отмечает, что тот же каршеринг не является конкурентом для личного транспорта:
«Аудитория каршеринга кардинально отличается. Им пользуются автомобилисты, которые ездят на небольшие расстояния, а также те кто не имеет возможности припарковать свое авто, так как работают в центре, где только платные парковки. Те, кто планировал купить автомобиль, относятся к другой категории граждан, они не рассматривают каршеринг».
Скажется ли тенденция на игроках авторынка?
Автодилеры уверены, что нет — процент тех, кто отказывается от авто, слишком мал. А вот Дмитрий Шейкин считает, что гораздо более серьезное влияние оказывает снижение доходов, а не отказ от авто: «Да, на автосервисы стали ездить меньше, особенно в целях профилактики. Люди экономят. И это действительно заметно. А вот отказ от автомобилей — нет».
Кстати, а вы сегодня на машине?
Источник: facto.ru