Найти в Дзене

Теория прибавочной стоимости – главная химера Маркса

Теория прибавочной стоимости оказалась ошибочной выдумкой Маркса, на которой он построил всю свою экономическую теорию
Рисунок из интернета
Рисунок из интернета

Наблюдая огромную разницу в доходах капиталиста и рабочего и, в то же время, учитывая аргумент о рыночном механизме, регулирующем взаимоотношения агентов-участников капиталистического хозяйства, Маркс задался целью найти, на каком конкретно участке хозяйства происходит эта вопиющая несправедливость, где имеет место это наглое ограбление, обман капиталистом рабочих. А то, что происходит именно обман – в этом Маркс ни минуты не сомневался.

И Маркс нашел, как ему показалось, это узкое место в механизме капиталистического хозяйства, где происходит искомое безобразие. Это не были сферы обмена, распределения или потребления. Эти сферы Маркс сразу отверг, как бесперспективные для своего специфического анализа, поскольку считал, что там всё происходит честно, по простой схеме «товар-деньги-товар». Придраться не к чему. Очевидно, сыграло определенную роль происхождение самого Маркса: он был не из семьи торговца, как значительная часть евреев того времени, а из семьи раввина, специалиста по «небесным» делам. Так или иначе, наш мыслитель остановил свой выбор на сфере производства.

Мы теперь хорошо понимаем, почему Маркс зацепился именно за производство: у него уже была готова схема, согласно которой якобы капиталист на своем производстве обкрадывает рабочих. Это теория прибавочной стоимости, которая фактически стала играть роль доминанты его мышления. Именно в такой последовательности наверняка и созревало экономическое учение Маркса: сначала эфемерная теория прибавочной стоимости, затем за ней производственный («исторический») материализм, и, наконец, утопическая теория коммунизма.

Имеет смысл и нам в нашем исследовании пойти тем же путем вслед за Марксом и начать с этой его знаменитой теории прибавочной стоимости. Секрет обогащения капиталиста за счет рабочих путем извлечения прибавочной стоимости в интерпретации Маркса состоит в следующем: капиталист оплачивает рабочему не всё отработанное им время, а только часть (которую Маркс называет «необходимым временем»), а оплату остального промежутка (названного Марксом «прибавочным временем») в тиши своей подлой бухгалтерии затаивает и забирает себе в качестве «прибавочной стоимости». Из суммарного объема украденной у всех рабочих «прибавочной стоимости» и складывается, как считает Маркс, прибыль, прибавление к богатству капиталиста. В этой краже и этом прибавлении и состоит суть капиталистической эксплуатации.

Заодно Маркс этой теорией раскрыл, как ему представлялось, и общий для всего капиталистического хозяйства принцип приращения капитала. Именно здесь, в бухгалтерии завода, где капиталист обкрадывает рабочих, по мнению Карла, и находится то секретное место, где приращивается промышленный капитал.

Всё в этой теории, казалось бы, просто, наглядно и понятно для рабочих. Маркс был уверен, что высчитать конкретный размер прибавочной стоимости не составляет никакого труда, но сам, к сожалению, этим заниматься не стал, так и не доведя дело до конца. Сам он на предприятии никогда не работал, изнутри в систему его работы не вникал. Его больше интересовали макроэкономические проблемы, и здесь он фактически влез не в свою сферу.

Отсюда и проистекает вопиющая легкомысленность и фантастичность его теории, совершенно оторванной от жизни. Если на самом деле предположить, что в строгой бухгалтерии капиталистического предприятия, где царит строгий учет производственных и финансовых параметров, совершается такой вопиющий подлог, рабочим недоплачивают за часть совершенной ими работы и за часть отработанного ими времени, то это немедленно вызвало бы грандиозный скандалище и вылилось в разрушительный бунт. Ведь сами рабочие не дураки, они отслеживают и объемы работ, и время, и их оплату по четко установленным тарифам и расценкам, строго прописанным в трудовом договоре. А трудовой договор заключается при их участии с ориентацией на текущий уровень зарплат на рынке труда. Так что тут на самом деле к капиталисту и его бухгалтерии не подкопаешься. Маркс, получается, искал совсем не там.

Так получилось, что эту свою главную теорию Маркс фактически не доработал. Загадка прибавочной стоимости была не раскрыта, так как осталось непонятно, где граница между «необходимым временем» и «прибавочным». Как капиталист решает, сколько времени оплачивать, а сколько красть, и как ему удается красть скрытно от всех? Как этот сказочный фантом вычленить и измерить, наш Карл не указал, и идея так и существует по сей день лишь в эфемерном виде.

Если учесть, что до сих пор эту пресловутую прибавочную стоимость никто толком не вычленил и не вычислил, при том, что она является доминантой теории Маркса, то нетрудно придти к очевидному выводу о хлипкости фундамента всего его экономического учения. Фактически учение о прибавочной стоимости базируется на голом акте веры в неподтвержденный на практике факт кражи. Оно так и осталось в статусе досужего домысла-подозрения, не подтвержденного опытом, а потому должно быть выброшено на свалку ложных теоретических гипотез и ошибочных расчетов.

И потом, как капиталист мог бы обманывать одних только рабочих, если в «прибавочное время» на производстве расходуются не только трудовые усилия, но и сырьё, комплектующие, электроэнергия, работают службы обеспечения, транспорта, связи, охраны, происходит амортизация поставленного в лизинг оборудования. За всем этим стоят другие капиталисты, которых так просто обмануть не получится. К тому же обманывать своих собратьев по классу ему якобы не должна позволять выдуманная Марксом особая «этика капиталиста», которая побуждает его обманывать и обкрадывать только рабочих.

Но в этом случае на каждом капиталистическом предприятии придется вести довольно сложную тайную двойную бухгалтерию с дифференцированным принципом обмана. Скрыть такое в масштабе всей капиталистической экономики просто невозможно. Если бы такой обман был на самом деле, он бы давно вскрылся профсоюзами с огромным скандалом. Однако за полторы сотни лет после обнародования теории таких фактов обнаружено не было, что говорит о неадекватности теории.

На самом деле приращение капитала происходит вне капиталистического предприятия, в итоге успешной продажи созданного им продукта в статусе товара на рынке, когда доход успешного бизнеса заведомо превышает затраты на покупку по рыночным ценам всех составных частей процесса созидания товара или услуги. «Прибавочную цену», если так можно выразиться, оплачивает потребитель. Это основополагающий закон рынка. И он касается, разумеется, любого бизнеса, занятого как в сфере производства, так и в торговле, транспорте, связи, маркетинге, рекламе и пр. Получение прибыли, превышение дохода над объемом затраченных средств – это секрет успеха, общий смысл существования любого частного капиталистического хозяйства. Маркс настаивал на примате сферы производства в экономике, поскольку хотел протащить через всю свою теорию идею прибавленной стоимости. На деле все сферы рыночной экономики являются вполне самодостаточными, взаимоподчиняющими друг друга в рамках общей сложной системы.

Особое возмущение вызывает попытка Маркса вывести рабочего в своей теории за пределы капиталистической рыночной системы. Он фактически низводит его экономический, политический и правовой статус до положения раба, которого всякий может безнаказанно обмануть и обокрасть. Его, мол, не касаются рыночные законы, и в его отношении можно творить полный произвол, применять нерыночные принципы отношений. Этот финт с броском в эпоху рабовладения нельзя признать корректным, он ни в коей мере не соответствует реальности.

В ДОПОЛНЕНИЕ:

О том, как родилось марксово лже-предсказание скорого наступления пролетарской революции, читайте в « Маркс оказался плохим трейдером»

О том, как Маркс откровенно сжульничал с гегемоном и кануном социалистической революции, см.: « Теория пролетарской революции Маркса оказалась лукавым трюком »

О волюнтаризме Маркса, его стремлении вопреки естественному ходу истории побыстрее построить царство справедливости, читайте в « Как Маркс приближение коммунизма ускорял »

О том, насколько примитивно сляпаны отцами коммунизма основные положения их теории, можно ознакомиться в нашей статье « Коммунизм – нелепая, но сладкая сказка для туповатых нищебродов »

О том, как марксисты планировали насильственно искоренить в обществе индивидуализм, конкуренцию и частную собственность, можно почитать в: « Коммунизм – больная фантазия полоумных теоретиков »

О том, какую уродливую модель человека заложил Маркс в свою немудреную теорию, читайте в " Человек Маркса. Ущербная модель стала причиной краха коммунизма. "

О том, как авторы коммунизма планировали насиловать нормальную природу человека, см. в: « Маркс и Энгельс – сумасбродные гонители частной собственности »

О том, какую разумную современную альтернативу изначально ущербной теории марксизма стоит рассматривать в качестве вполне вероятного прогноза будущего человечества, см.: в " Коммунизм умер. Что цивилизация готовит взамен? Виолаторумизм против коммунизма "

О некорректности трудовой теории стоимости и ошибочности экономической теории Маркса рассказано в " Завиральная экономическая теория Маркса "

О самом скандальном творении Маркса, лежащем в основе его экономического учения, узнайте в " Теория прибавочной стоимости - главная химера Маркса "

О серьезных внутренних противоречиях в экономической теории Маркса, об особой выдуманной им выборочной этике капиталиста, о некорректном низведении статуса рабочего до статуса раба или домашнего скота в мифе о товаре «рабочая сила» читайте: «Миф о товаре «рабочая сила»: Маркс приравнял рабочих к рабам и домашнему скоту»

Планирую в дальнейшем затронуть ряд ключевых философских воззрений Маркса. Как и в уже рассмотренных творениях этого неоднозначного автора, готовимся и там не оставить камня на камне. Наш девиз: хороший Маркс - это Маркс, опровергнутый здравым смыслом. Так что подписывайтесь на канал.