Есть у меня в 5 классе ученица, назовем её Светой. Света боится всего на свете: вопросы на уроке вызывают легкую панику, проверочная работа - мысли о неминуемой двойке, а хмурые брови преподавателя приводят её в предобморочное состояние. При всем при этом Света отличница. Вот только этот статус ей дорого дается.
Как я понял, решение стать отличницей принимала не Света, а её папа. Он, видимо, решил, что хорошие оценки станут залогом успешности и счастья его дочери, вот только он не удосужился ни спросить её мнения, ни посмотреть на её способности. И Света тянет эту лямку. Тянет со всех сил. Их уже не хватает, ей на помощь пришли репетиторы, на которых девчонка тратит свое и без того крошечное личное время. Папе мало: он просит дополнительных заданий, пересдач прошлых работ, не забывая при этом напоминать дочери, что надобно бы поучаствовать в научно-практической конференции и паре олимпиад.
Что получаем в итоге: ребенка, который настолько задавлен требованием отличных оценок и непринятием любых остальных, что не позволяет себе ошибаться. Но как можно не ошибаться в школе, особенно в 5 классе?! Школа — это то место, где ученики должны ошибаться, обязаны ошибаться. И Света нашла единственно верную схему: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Парадоксальная ситуация: звучит вопрос, лес рук, к доске просятся отличники, хорошисты и некоторые смелые троечники; не просится только Света. Света единственная, кто сдает листок с диктантом содержимым вниз. Отвечать она может только при одобрительном покачивании учительской головы, и как только по каким-то причинам оно прекращается, прекращается и ответ. Похоже на работу швейной машинки: качаешь подножку - движется игла, не качаешь... Ну вы поняли.
Каждую четверть Света становится круглой отличницей, получает свою грамоту и довольного папу в придачу. Рад ли я этому? Вряд ли.