Найти тему

7 пикапов из СССР

Самые интересные советские опыты с легкими грузовичками

Они круто выглядят и здорово выручают всех тех, кому приходится возить барахло непрогнозируемых габаритов. Они живут рядом с человеком аж с 1910-х и, конечно, успели отметиться в автомобильной истории СССР.

ГАЗ-M415
Этот автомобиль нельзя назвать первым пикапом СССР, но вполне можно считать первым полноценным пикапом. Его предшественник-первопроходец ГАЗ-4 был построен на базе фаэтона ГАЗ-А, однако его конструкция едва ли была рассчитана на большую загрузку появившейся грузовой платформы — рама попросту гнулась.

-2

ГАЗ-M415
Работа над пикапом M415 началась почти сразу после появления легендарной «Эмки» — ГАЗ-М1. От нее пикапу достались передняя и задняя зависимые подвески, 50-сильный мотор, тормоза и трехступенчатая коробка передач (при заднем приводе). Первый опытный образец появился в 1938 году.

-3

ГАЗ-M415
Пикап получил одобрение самого Сталина и уже в 1939-м начался серийный выпуск с прицелом на нужды сельских жителей. «Багажник» был рассчитан на 400 килограммов груза или шестерых человек (на лавочках вдоль бортов). Однако Вторая мировая война резко изменила только начавшуюся жизнь ГАЗ-M415, отправив его в Красную Армию. Всего было выпущено около пяти тысяч таких машин, но уцелели после войны лишь единицы.

-4

ГАЗ-М20 «Победа»
В послевоенные советские годы «ГАЗ» так и не вернулся к идее серийного выпуска пикапов на базе легковых машин. Однако сами пикапы все же появлялись — на автозаводах СССР частенько переделывали в грузовички дефектные автомобили, которые потом использовались для развоза всяческих железок. Такая участь коснулась и некоторых “Побед”.

-5

ГАЗ-М20 «Победа»
Иногда «полунастоящие» пикапы выбирались за пределы заводов и оказывались в частных руках. Люди, как правило, улучшали машины по своему вкусу — например, устанавливали самодельный верх «багажника». Получался почти фургон.

-6

ГАЗ-М21 «Волга»
«Полунастоящие» пикапы выпускались также силами авторемонтных предприятий СССР. Чаще всего они делались из списанных машин после капитального ремонта и, конечно, отличались друг от друга — никаких общих правил не существовало. Но таких машин было немало. Например, Воронежский авторемонтный завод буквально прославился пикапами из 21-х «Волг».

-7

ЗАЗ-970
В начале 1960-х на Запорожском заводе «Коммунар» некоторые инженеры задумали линейку легких коммерческих машин серий 970 и 971. Сперва появился опытный грузовичок ЗАЗ-970 по прозвищу «Точило» (из-за закругленного передка) с грузоподъемностью 350 килограммов.

-8

ЗАЗ-970Г
Уже в следующем году завод выпустил модификацию ЗАЗ-970Г с более современной формой кабины. Платформа была рассчитана на 400 килограммов груза, а погрузку предполагалось осуществлять через дверцу в правом борте — сзади, из-за выступавшего моторного отсека, погрузочная высота была слишком высокой.

-9

ЗАЗ-970Г
В семейство 970- и 971-х могли войти также грузопассажирский фургон и полноприводный внедорожник, однако изначально все эти машины не значились в планах руководства завода. Поэтому в результате инициативу инженеров погубило отсутствие средств и производственных мощностей.

-10

ЗАЗ-968МП
Еще один опыт Запорожского завода с пикапами — это продолжение идеи упомянутых внутризаводских техничек. Пикап на базе 968-й модели все-таки добрался до конвейера и, по разным данным, вышел тиражом около 2,5 тысячи штук. Причем это были не просто переделанные бракованные машины — кузов специально усиливался. Правда, не было предусмотрено ни откидных бортов, ни крышки сзади, так что грузовая платформа получилась не слишком удобной.

-11

ВАЗ-2016 «Турист»
Еще один пример скорее инициативного проекта, нежели запланированного руководством. В 1976 году на Волжском автозаводе придумали двухместный пикап с… палаткой в «багажнике». Ее предполагалось устанавливать таким образом, чтобы грузовая платформа закрывалась полностью, при этом часть палатки размещалась на стойках за пределами автомобиля.

-12

ВАЗ-2016 «Турист»
Впоследствии «Туристу» планировалось добавить подключаемый полный привод. Однако серийного будущего не случилось — руководство завода полностью забраковало проект. Автомобиль, построенный в единственном экземпляре, отправился к остальным пикапам-техничкам завода, сделанным из бракованных машин.