Найти тему
Stories и история

Как протестанты в Англии театр закрыли

Театр Шекспира в Лондоне - это театр «Глобус», в котором работал У. Шекспир. Был построен в 1599 году.  (здесь и далее изображения из открытых источников)
Театр Шекспира в Лондоне - это театр «Глобус», в котором работал У. Шекспир. Был построен в 1599 году. (здесь и далее изображения из открытых источников)

В 1642 году английский парламент закрыл театр. Как могло такое получиться? За что?

Скорее, не "за что", а "почему".

В 1640 году в Англии произошла буржуазная революция. Ее сопровождала гражданская война, начавшаяся в 1642 году (будет продолжаться до 1652 года). Набирало силу пуританское движение, а пуритане враждебно относились к театру, считая его средоточием пороков и безнравственности. Заведение было объявлено "греховным".

В 1642 году английский парламент под давлением пуритан закрыл театры. Закончилась эпоха театра английского Возрождения.

...Что представлял собой английский театр XVI-XVII вв.? Это был театр Шекспира, "театр эпохи Возрождения".

Предположительно, единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира. 1610 год.  Найден в частной коллекции.
Предположительно, единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира. 1610 год. Найден в частной коллекции.

Обратимся к лекциям театрального критика и историка театра Марины Давыдовой: "Театр этого времени интересен не только присутствием в нем Шекспира - интересно само устройство так называемых общедоступных театров: они строились в самых злачных местах - на окраинах Лондона, рядом с борделями, воровскими притонами, площадками для петушиных боев. Спектакли шли довольно долго, и простые люди, толпой стоявшие в партере, могли тут же купить пирожки, справить нужду, лишиться кошелька. Публика побогаче располагалась на галереях".

Так выглядела сцена английского театра:

Театр в Англии в эпоху Возрождения. Пространство сцены для зрителей XVI века являлось символичным. Так, полог над сценой - верх, Небо, Бог, а пространство под сценой - низ, с которым связана преисподняя. Правая сторона - место обитания добрых сил, левая - злых. Середина сцены, где разворачивается основное действие - символ земной жизни человека.
Театр в Англии в эпоху Возрождения. Пространство сцены для зрителей XVI века являлось символичным. Так, полог над сценой - верх, Небо, Бог, а пространство под сценой - низ, с которым связана преисподняя. Правая сторона - место обитания добрых сил, левая - злых. Середина сцены, где разворачивается основное действие - символ земной жизни человека.

Также "английский театр вобрал в себя символику средневековых уличных представлений - моралите, мистерий, средневекового фарса - и их атрибуты, например, педжент, передвижную сцену со статичными аллегорическими мизансценами. На это накладывалась новая английская драматургия Марло, Бомонта, Флетчера, Уэбстера, Мидлтона и прежде всего Шекспира".
О средневековом фарсе, моралите или мистериях лучше всего расскажут средневековые миниатюры:

Фарс: танец дураков. Миниатюра XIV века
Фарс: танец дураков. Миниатюра XIV века
Моралите средневековой Англии
Моралите средневековой Англии
Мистерия - самый распространенный жанр средневекового европейского театра. Сюжеты разыгрываемых действий хоть и брались из Библии, нередко сопровождались бытовыми комическими сценками
Мистерия - самый распространенный жанр средневекового европейского театра. Сюжеты разыгрываемых действий хоть и брались из Библии, нередко сопровождались бытовыми комическими сценками
А вот как представил танец актеров в фарсе нидерландский художник Питер Янс Санредам  (1597-1665 гг.)
А вот как представил танец актеров в фарсе нидерландский художник Питер Янс Санредам (1597-1665 гг.)

Строгим пуританам такое вряд ли могло понравиться. К тому же в годы английской революции театральные труппы, так сказать, "обслуживали" аристократию и в большинстве поддерживали монархию (т.е. в политических реалиях тех лет были "роялистами").

Поэтому 2 сентября 1642 года английский парламент под влиянием пуританской фракции запретил постановку пьес в лондонских театрах. Помимо "Глобуса", в Лондоне в это время были театры "Фортуна", "Роза", "Лебедь" - это только самые известные. В каждой труппе - по 10-15 человек (актеры - только мужчины!). Театры пуритане не уничтожили, но власти предъявляли авторам и актерам безосновательные обвинения, театры были дискредитированы настолько, что и горожане их не посещали...

Театр "Глобус". Выстоял после пожара 1613 года, первое здание сгорело, но театр был восстановлен и просуществовал до 1645 года. В настоящее время в Лондоне находится копия театра, 3-е по счету здание.
Театр "Глобус". Выстоял после пожара 1613 года, первое здание сгорело, но театр был восстановлен и просуществовал до 1645 года. В настоящее время в Лондоне находится копия театра, 3-е по счету здание.

Ставить в Англии продолжали ставить очень короткие пьесы, полноценные спектакли запрещались. Актеры искали выход: например, ехали играть в дальние провинции, где можно было хоть что-то поставить и что-то заработать... Строгий пуританский закон 1642 года был подкреплен еще и Эдиктом от 22 октября 1647 года.

В связи с закрытием драматических театров отмечен расцвет театра кукол в Англии XVII века.

Но... запреты не затронули театр марионеток (кукольный театр). Театр кукол в Англии XVII века переживал расцвет! Репертуар драматических и оперных театров, музыкальные произведения, комедии и трагедии теперь игрались в кукольных театрах. Это были частные театры. Известно имя покровителя всего этого дела - это Лангнорн Леттерхед, владевший собственным кукольным театром. Продолжали ставить Шекспира (например, трагедия "Юлий Цезарь" игралась в Лондонском театре кукол), Р. Грина ("Человеческий разум"), Х. Марло ("Кровопролитие в Париже и смерть Герцога де Гиза), Бена Джонсона ("Варфоломеевская ярмарка"), по-прежнему ставили моралите, исторические пьесы...

Куклы Лондонского кукольного театра
Куклы Лондонского кукольного театра

Если в прошлом представление кукольного театра - это преимущественно пантомима, то теперь куклы-марионетки исполняли голосами актеров целые оперы, танцевали балеты, играли настоящие длинные пьесы.

(О кукольном театре пантомимы - любопытный диалог в пьесе Бена Джонсона "Варфоломеевская ярмарка": "Коукс. -Как! Разве они <актеры, т.е. куклы> живут в корзинке? Лезерхед. -Они лежат в корзинке, сэр! Ведь они маленькие! Коукс. -Так это и есть ваши актеры? Вот эта мелюзга? Лезерхед. -Актеры, сэр, и еще какие! Не хуже других! Правда, они годятся только для пантомимы, но я говорю за них всех").

По сей день играют сложные спектакли в театре марионеток. Вот, например: кукольный спектакль "Любовь к трём апельсинам" по пьесе Карло Гоцци в Театре марионеток им. Е. С. Деммени, Санкт-Петербург, 2018 год.
По сей день играют сложные спектакли в театре марионеток. Вот, например: кукольный спектакль "Любовь к трём апельсинам" по пьесе Карло Гоцци в Театре марионеток им. Е. С. Деммени, Санкт-Петербург, 2018 год.

Все это продолжалось долгие 18 лет, до реставрация монархии в Англии в 1660 году. В эпоху Реставрации театры в Англии возрождаются. Возобновилось и исполнение пьес эпохи Возрождения.

А театр изменился. Теперь это был другой театр, в том виде, в котором он знаком нам (например, предполагает использование декораций).

М. Давыдова: "Через 20 лет, в эпоху Реставрации, они <театры в Англии> начнут возрождаться, но это будет уже совсем другой театр - с декорациями, более реалистичный, более привычный для нас".

Значительно изменилась и театральная аудитория, и тематика спектаклей. "Аудиторию городских театров составляла исключительно аристократия и городская знать. Драматическое искусство выражало антипуританский и антибуржуазный дух, который прорывался наружу после долгих лет гонений и вынужденного молчания. В многочисленных сатирических комедиях роль глупца-простофили или мужа-рогоносца отводилась непременно незадачливому буржуа". Г.А. Гальперина. "Популярная история театра").

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в Дзене!

С этой статьей читают: Кто такие ПРОТЕСТАНТЫ

Принятие православия - перекресток в российской истории? Ваше МНЕНИЕ?

Story о том, как Англию крестили, а англов ангелами назвали

Почему священник трижды ронял ножницы, постригая послушницу?

Кто такие ПРОТЕСТАНТЫ

Почему философ Рене Декарт выступал в маске