В 1642 году английский парламент закрыл театр. Как могло такое получиться? За что?
Скорее, не "за что", а "почему".
В 1640 году в Англии произошла буржуазная революция. Ее сопровождала гражданская война, начавшаяся в 1642 году (будет продолжаться до 1652 года). Набирало силу пуританское движение, а пуритане враждебно относились к театру, считая его средоточием пороков и безнравственности. Заведение было объявлено "греховным".
В 1642 году английский парламент под давлением пуритан закрыл театры. Закончилась эпоха театра английского Возрождения.
...Что представлял собой английский театр XVI-XVII вв.? Это был театр Шекспира, "театр эпохи Возрождения".
Обратимся к лекциям театрального критика и историка театра Марины Давыдовой: "Театр этого времени интересен не только присутствием в нем Шекспира - интересно само устройство так называемых общедоступных театров: они строились в самых злачных местах - на окраинах Лондона, рядом с борделями, воровскими притонами, площадками для петушиных боев. Спектакли шли довольно долго, и простые люди, толпой стоявшие в партере, могли тут же купить пирожки, справить нужду, лишиться кошелька. Публика побогаче располагалась на галереях".
Так выглядела сцена английского театра:
Также "английский театр вобрал в себя символику средневековых уличных представлений - моралите, мистерий, средневекового фарса - и их атрибуты, например, педжент, передвижную сцену со статичными аллегорическими мизансценами. На это накладывалась новая английская драматургия Марло, Бомонта, Флетчера, Уэбстера, Мидлтона и прежде всего Шекспира".
О средневековом фарсе, моралите или мистериях лучше всего расскажут средневековые миниатюры:
Строгим пуританам такое вряд ли могло понравиться. К тому же в годы английской революции театральные труппы, так сказать, "обслуживали" аристократию и в большинстве поддерживали монархию (т.е. в политических реалиях тех лет были "роялистами").
Поэтому 2 сентября 1642 года английский парламент под влиянием пуританской фракции запретил постановку пьес в лондонских театрах. Помимо "Глобуса", в Лондоне в это время были театры "Фортуна", "Роза", "Лебедь" - это только самые известные. В каждой труппе - по 10-15 человек (актеры - только мужчины!). Театры пуритане не уничтожили, но власти предъявляли авторам и актерам безосновательные обвинения, театры были дискредитированы настолько, что и горожане их не посещали...
Ставить в Англии продолжали ставить очень короткие пьесы, полноценные спектакли запрещались. Актеры искали выход: например, ехали играть в дальние провинции, где можно было хоть что-то поставить и что-то заработать... Строгий пуританский закон 1642 года был подкреплен еще и Эдиктом от 22 октября 1647 года.
В связи с закрытием драматических театров отмечен расцвет театра кукол в Англии XVII века.
Но... запреты не затронули театр марионеток (кукольный театр). Театр кукол в Англии XVII века переживал расцвет! Репертуар драматических и оперных театров, музыкальные произведения, комедии и трагедии теперь игрались в кукольных театрах. Это были частные театры. Известно имя покровителя всего этого дела - это Лангнорн Леттерхед, владевший собственным кукольным театром. Продолжали ставить Шекспира (например, трагедия "Юлий Цезарь" игралась в Лондонском театре кукол), Р. Грина ("Человеческий разум"), Х. Марло ("Кровопролитие в Париже и смерть Герцога де Гиза), Бена Джонсона ("Варфоломеевская ярмарка"), по-прежнему ставили моралите, исторические пьесы...
Если в прошлом представление кукольного театра - это преимущественно пантомима, то теперь куклы-марионетки исполняли голосами актеров целые оперы, танцевали балеты, играли настоящие длинные пьесы.
(О кукольном театре пантомимы - любопытный диалог в пьесе Бена Джонсона "Варфоломеевская ярмарка": "Коукс. -Как! Разве они <актеры, т.е. куклы> живут в корзинке? Лезерхед. -Они лежат в корзинке, сэр! Ведь они маленькие! Коукс. -Так это и есть ваши актеры? Вот эта мелюзга? Лезерхед. -Актеры, сэр, и еще какие! Не хуже других! Правда, они годятся только для пантомимы, но я говорю за них всех").
Все это продолжалось долгие 18 лет, до реставрация монархии в Англии в 1660 году. В эпоху Реставрации театры в Англии возрождаются. Возобновилось и исполнение пьес эпохи Возрождения.
А театр изменился. Теперь это был другой театр, в том виде, в котором он знаком нам (например, предполагает использование декораций).
М. Давыдова: "Через 20 лет, в эпоху Реставрации, они <театры в Англии> начнут возрождаться, но это будет уже совсем другой театр - с декорациями, более реалистичный, более привычный для нас".
Значительно изменилась и театральная аудитория, и тематика спектаклей. "Аудиторию городских театров составляла исключительно аристократия и городская знать. Драматическое искусство выражало антипуританский и антибуржуазный дух, который прорывался наружу после долгих лет гонений и вынужденного молчания. В многочисленных сатирических комедиях роль глупца-простофили или мужа-рогоносца отводилась непременно незадачливому буржуа". Г.А. Гальперина. "Популярная история театра").