Найти в Дзене
lynichgrachrr

Безумный ротор: история модели Mazda RX - 7

Откуда корни и почему икона японской автоиндустрии
Оглавление

Когда говорим Mazda - подразумеваем роторный двигатель Ванкеля, серию RX, а также "матрёшку" Mazda 6, SkyActiv.

Но лучше расскажу именно про RX - 7 , т. к. именно эти буквы и одна цифра восхищают автофанатов по всему миру.

История создания роторного мотора

Должное мы отдаём Феликсу Ванкелю (да - да, тот самый изобретатель роторного движка). Дело творилось так: молодой Ванкель изобретал новый ДВС под предлогом "крутить, а не толкать". Он поместил ... ну, скажем так, треугольник Рёло в овальную камеру, и заставил его работать.

Феликс Ванкель и его творение.
Феликс Ванкель и его творение.

Мотор стал уникальным в своём роде, и молодым изобретателем заинтересовалась фирма NSU, которая занималась мотоциклами.

Немного ответвления - инженерная концепция и базовая схема достались Вальтеру Фройде, а Ванкелю - обширные исследования уплотнений вращающихся клапанов.

Вращающаяся камера и неподвижный ротор - таким были черты первого двигателя, но из-за неудобства конструкции (от себя добавлю - и "наркомании") решено было поменять эти части местами.

И вот, ближе к шестидесятым (1957 - 1958 годах) - роторный моторчик DKM - 45. Его поставили на стенд, и после 100 часов опыта и работы, перевели на бензин.

За счёт этого - фирма объявила о новом перспективном ДВС, да так, что почти сотня компаний закупали лицензии на выпуск такого двигателя.

Принцип работы РПД

Как внешне выглядит ротор.
Как внешне выглядит ротор.
Принцип работы
Принцип работы

Видео - объяснение

Достоинства и недостатки.

Преимущества

  • Роторный двигатель хорош тем, что состоит из куда меньшего числа деталей, чем его конкурент - процентов на 35-40.
  • Два двигателя одинаковой мощности - роторный и поршневой - будут сильно отличаться габаритами. Поршневой в два раза больше.
  • Роторный мотор не испытывает большой нагрузки на высоких оборотах даже в том случае, если на низкой передаче разгонять машину до скорости более 100 км/ч.
  • Автомобиль, на котором стоит роторный двигатель, проще уравновесить, что дает повышенную устойчивость машины на дороге.
  • Даже самые легкие из транспортных средств не страдают от вибрации, потому что РПД вибрирует куда меньше, чем «поршневик». Это происходит в силу большей сбалансированности РПД.

Недостатки

  • Главным недостатком роторного двигателя автомобилисты назвали бы его малый ресурс, который является прямым следствием его конструкции. Уплотнители изнашиваются крайне быстро, так как их рабочий угол постоянно меняется.
  • Мотор испытывает перепады температур через каждый такт, что также способствует износу материала. Добавьте к этому давление, которое оказывается на трущиеся поверхности, что лечится только впрыскиванием масла непосредственно в коллектор.
  • Износ уплотнителей становится причиной утечки между камерами, перепады давления между которыми слишком велики. Из-за этого КПД двигателя падает, а вред экологии растет.
  • Серповидная форма камер не способствует полноте сгорания топлива, а скорость вращения ротора и малая длина рабочего хода - причина выталкивания еще слишком горячих, не до конца сгоревших газов на выхлоп. Помимо продуктов сгорания бензина там еще присутствует масло, что в совокупности делает выхлоп весьма токсическим. Поршневой - приносит меньше вреда экологии.
  • Непомерные аппетиты двигателя на бензин уже упоминались, а масло он "жрет" до 1 литр на 1000 км. Причем стоит раз забыть про масло и можно попасть на крупный ремонт, если не замену двигателя.
  • Высокая стоимость - из-за того, что для изготовления мотора нужно высокоточное оборудование и очень качественные материалы.

Как все началось в Мазде.

1971 (RX - 3)

Началось всё с Mazda RX-3. За счёт этой модели компания Mazda громко заявила о себе как производитель. Недорогой, шустрый автомобиль за счёт меньшей массы (930 кг) и мощного РПД 12A (130 л. с.) разгонял машину до "сотни" за 8-9 секунд (для начала 70-ых вполне неплохо), также прославилась в автоспорте (одолев Nissan Skyline 2000 GT-R и пятое место в Bathurst 1000, уступив Холденам с V8) и пользовалась успехом у энтузиастов.

Помимо кузова купе, выпускался седан и универсал.

-5

Интерьер Mazda RX-3
Интерьер Mazda RX-3

Роторный двигатель Mazda 12A
Роторный двигатель Mazda 12A

Технические характеристики Mazda RX-3

Тип кузова - купе, седан, универсал

Годы выпуска - 1971-1978

Тип двигателя роторный

Наименование двигателя (мощность л.с.) - 10A (105), 12A (125), 12B (130)

Привод - задний

Колесная база, мм - 2310

Длина, мм - 4075

Ширина, мм - 1595

Высота, мм - 1375

Снаряженная масса, кг - 930

1978

Именно этим временем датируется первое поколение Mazda RX - 7 (Savanna).

Работа над доступным спорткаром с роторно - поршневым двигателем началась в 1976 году , где проектом занимались - главный инженер Сумио Мочизуки, моторист Кеничи Ямамото и дизайнер Матасабуро Маэда.

Передняя подвеска - независимая типа MacPherson с стабилизатором поперечной устойчивости, задняя - неразрезной мост с механизмом Уатта на четырех продольных тягах.

Сверхкрутой управляемости не приходилось ждать, поэтому инженеры решили сосредоточиться на развесовке (которая составляла 50,7:49,3), благо ротор был компактным.

1981 год - рестайлинг модели. Появились - интегрированные бамперы вместо составных, широкий пластиковый молдинг на боковины, другое оформление задних фонарей. Плюс - только 5 ст. МКПП и 3 ст. АКПП, 4 ступенчатая механика больше не предлагалась.

FB

За счёт широкой географии продаж, RX - 7 имела множество модификаций. Например, в 1983 году появилась комплектация GLS для американского рынка, где машина получила дисковые тормоза по кругу и дифференциал повышенного трения LSD, а вместе с этим, независимо от комплектации мощность увеличилась на 10 л.с., а модель сменила внутреннее обозначение с SA на FB.

1984 год - последняя модернизация. Появился мотор 13B - RE (1.3 л, 135 л. с.) , а в Японии продавалась с турбированным 12A (1.2 л. , 163 л. с.)

1985 год - конечная для этого поколения. Тираж составил 474 тысяч автомобилей.

-8
-9

-10
Даже предлагался кабриолет
Даже предлагался кабриолет
Салон FB
Салон FB
-13

Технические характеристики

Объем двигателя, см³ - 1308

Двигатель - 2-х секционный ротор , распределенный впрыск (многоточечный)

Максимальная мощность, л.с./кВт - 135 / 99

Коробка передач - механика

Количество передач - 5

Тип привода - задний

Марка топлива АИ-95

Разгон до 100 км/ч ~ 8 сек.

Максимальная скорость - 200 км/ч

Снаряженная масса, кг - 1098

1985 (FC3S)

Итак, на дворе 80-ые , и как раз для 2-го поколения.

Если раньше первое поколение создавалось при вдохновении Lotus Elan , то теперь 2-ое - при Porsche 924/944. Выпускалась с учётом предпочтений американских покупателей, желавших комфорт и оснащение, но из-за этого стала менее спортивной.

Решено было разрабатывать новое шасси, где FC3S получила новую независимую заднюю подвеску DTSS на косых рычагах, суть в которой заключалась в том, что при прохождении поворотов на высокой скорости создавалось положительное схождение, которое минимизировало избыточную поворачиваемость и вероятность заноса. Помимо этого, дисковые тормоза всех колес, регулируемые амортизаторы AAS и реечный рулевой механизм вместо червячного. Дело только за мотором.

В Японии машина продавалась с турбо - ротором 13BT, отдача которого - 185 сил, в Америке - 13B-VDEI с электронным впрыском топлива мощностью 146 л.с. Позже появилась версия на 182 силы.

Двигатель 13ВT
Двигатель 13ВT

Заграничные издания (Motor Trend, Car and Driver) неплохо отозвались об этой машине. Если в первом случае - "Лучший импортный автомобиль 1986 года", то второй - десятка лучших машин года. И есть за что - тогдашняя модель стоила 19000 долларов и разгонялась за 7 секунд, больше чем Porsche 944 Turbo, да дешевле немецкого конкурента в 2 раза!

Кстати, разработкой РПД занимался Такахару Кобаякава, позже он станет главой североамериканского подразделения компании.

1988 год - появление кабриолета в модельной линейке RX - 7 (FC3S). Особенностью конструкции крыши этой модификации было то, что она состояла из двух частей – передней, металлической и задней, тканевой, которая имела заднее окно, оснащенное обогревом, а крыша складывалась автоматически, специальная ветрозащитная шторка защищала от сквозняка в салоне.

1989 год - Mazda форсирует двигатели для RX - 7. Так, атмосферник выдавал 160 л. с. и шли на экспорт, а турбо - версии развивали все 205 л. с. и исключительно для рынка Японии. Кстати, отличительная черта турбо - версии от "атмосферника" - воздухозаборник на капоте.

Последний год поколения - 1991 год. Тираж за это время составил 272 тыс. автомобилей. Кстати, лимитированные версии - Infiniti (600), GTU (1100) и юбилейная 10th Anniversary (1500 машин).

-15
-16
-17

-18
-19
Салон FC3S
Салон FC3S
-21

Технические характеристики

Объем двигателя, см³ - 1308

Двигатель - 2-х секционный ротор, турбированный, распределенный впрыск (многоточечный)

Расход топлива, л город / трасса / смешанный - 17 / 10.4 / 12.7

Максимальная мощность, л.с./кВт - 205 / 150,78

Коробка передач - механика

Количество передач - 5

Тип привода - задний

Марка топлива - АИ-95

Максимальная скорость, км/ч - 240

Разгон до 100 км/ч, с - 6.7

Снаряженная масса, кг - 1191

1991 (FD3S)

Уже начало 90 - ых , на двор выходит новое поколение.

Третья генерация вновь отошла от изначальной концепции. Дизайн автомобиля напоминает "межгалактический катер", что для своего времени считалось бумом (если не самый красивый автомобиль, то после 80-ой Супры). Экономика Японии взлетела вверх, поэтому третье поколение стало "быстрее, выше и сильнее" (в прямом смысле), покупатели не возражали.

Уже здесь 13B обзавёлся 2-мя турбинами Hitachi, системой последовательного турбонаддува и стал 13B - REW. Суть турбонаддува, его принципа работы такова: первый работает с 1800 об/мин, а второй - с 4500 об/мин, обеспечивая стабильный прирост мощности во всем диапазоне оборотов. В первые годы двигатель выдавал 255 - 265 л. с. , а с 1993 до конца производства, по джентльменскому соглашению, все 280 сил.

13B - REW
13B - REW

Кстати, поколение FD получило огромный список ограниченных выпусков - RZ (300 машин), R-II (350 автомобилей), Type RB Bathurst X (700 машин - красный салон и пр. доработки) , к 30 - летию - RS-R (? машин).

Третье поколение модифицировалось аж 5 раз - в 1993, 1995, 1996, 1998 и 1999 годах.

1999 год - значительный фейслифтинг, прекращается экспорт автомобиля. Из-за этого в каталогах часто можно встретить некорректную информацию о том, что именно в 1999 году в Японии началось производство этого автомобиля.

Самая редкий экземпляр - Mazda RX-7 Type-A Spirit R. Отличия - перфорированные тормозные диски, подвеска Bilstein, кованые диски BBS и специальный аэродинамический пакет, спортивные кресла Recaro и руль Nardi.

Производство RX - 7 закончилось в 2002 году. Тираж составил 88 тысяч автомобилей.

-23
-24

RX - 7 (FD3S) Spirit R
RX - 7 (FD3S) Spirit R
-26
Бодикит RE Amemiya
Бодикит RE Amemiya
Салон FD3S
Салон FD3S
Салон вблизи
Салон вблизи

Технические характеристики

Объем двигателя, см³ - 1308

Двигатель - 2 - х секционный ротор, последовательный твин - турбо, распределенный впрыск (многоточечный)

Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин - 280 / 206 при 6500

Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин - 314 при 5000

Коробка передач - механика

Количество передач - 5

Тип привода - задний

Марка топлива - АИ-95

Максимальная скорость, км/ч - 250

Разгон до 100 км/ч, с - 5,3

Снаряженная масса, кг - 1260

Полная масса, кг - 1480

Интересные факты

  • В манге и одноимённом аниме Initial D, RX-7 FD3S управлял Кёйске Такахаси из команды Red Suns, а его брат Рёске ездил на версии второго поколения FC.
  • На автомобиле Mazda RX-7 Доминик Торетто (Вин Дизель) участвует в уличных гонках в фильме "Форсаж". Также эта машина появлялась в фильме "Тройной форсаж: Токийский дрифт" — на ней ездил Хан Лю и его должник Шон.

-- Mazda RX7 присутствует в играх:

  • The Need for Speed;
  • Need for Speed: Carbon;
  • Need for Speed: Underground;
  • Need for Speed: Underground 2;
  • Need for Speed: Most Wanted;
  • Need for Speed World;;
  • Need for Speed: Pro Street;
  • Shift 2: Unleashed;
  • Need for Speed: No Limits;
  • Juiced;
  • Street Racing Syndicate;
  • Gran Turismo;
  • Forza Motorsport;
  • Midnight Club: Los Angeles;
  • Forza Horizon 2

Дополнительно

Двигатель Mazda 13B

Mazda RX-7 - характеристики, фото, видео, обзор

Все, что нужно знать о роторных Mazda серии RX - CARS.ru

Спасибо, что дочитал(а) статью до конца.

ВК