Когда говорим Mazda - подразумеваем роторный двигатель Ванкеля, серию RX, а также "матрёшку" Mazda 6, SkyActiv.
Но лучше расскажу именно про RX - 7 , т. к. именно эти буквы и одна цифра восхищают автофанатов по всему миру.
История создания роторного мотора
Должное мы отдаём Феликсу Ванкелю (да - да, тот самый изобретатель роторного движка). Дело творилось так: молодой Ванкель изобретал новый ДВС под предлогом "крутить, а не толкать". Он поместил ... ну, скажем так, треугольник Рёло в овальную камеру, и заставил его работать.
Мотор стал уникальным в своём роде, и молодым изобретателем заинтересовалась фирма NSU, которая занималась мотоциклами.
Немного ответвления - инженерная концепция и базовая схема достались Вальтеру Фройде, а Ванкелю - обширные исследования уплотнений вращающихся клапанов.
Вращающаяся камера и неподвижный ротор - таким были черты первого двигателя, но из-за неудобства конструкции (от себя добавлю - и "наркомании") решено было поменять эти части местами.
И вот, ближе к шестидесятым (1957 - 1958 годах) - роторный моторчик DKM - 45. Его поставили на стенд, и после 100 часов опыта и работы, перевели на бензин.
За счёт этого - фирма объявила о новом перспективном ДВС, да так, что почти сотня компаний закупали лицензии на выпуск такого двигателя.
Принцип работы РПД
Видео - объяснение
Достоинства и недостатки.
Преимущества
- Роторный двигатель хорош тем, что состоит из куда меньшего числа деталей, чем его конкурент - процентов на 35-40.
- Два двигателя одинаковой мощности - роторный и поршневой - будут сильно отличаться габаритами. Поршневой в два раза больше.
- Роторный мотор не испытывает большой нагрузки на высоких оборотах даже в том случае, если на низкой передаче разгонять машину до скорости более 100 км/ч.
- Автомобиль, на котором стоит роторный двигатель, проще уравновесить, что дает повышенную устойчивость машины на дороге.
- Даже самые легкие из транспортных средств не страдают от вибрации, потому что РПД вибрирует куда меньше, чем «поршневик». Это происходит в силу большей сбалансированности РПД.
Недостатки
- Главным недостатком роторного двигателя автомобилисты назвали бы его малый ресурс, который является прямым следствием его конструкции. Уплотнители изнашиваются крайне быстро, так как их рабочий угол постоянно меняется.
- Мотор испытывает перепады температур через каждый такт, что также способствует износу материала. Добавьте к этому давление, которое оказывается на трущиеся поверхности, что лечится только впрыскиванием масла непосредственно в коллектор.
- Износ уплотнителей становится причиной утечки между камерами, перепады давления между которыми слишком велики. Из-за этого КПД двигателя падает, а вред экологии растет.
- Серповидная форма камер не способствует полноте сгорания топлива, а скорость вращения ротора и малая длина рабочего хода - причина выталкивания еще слишком горячих, не до конца сгоревших газов на выхлоп. Помимо продуктов сгорания бензина там еще присутствует масло, что в совокупности делает выхлоп весьма токсическим. Поршневой - приносит меньше вреда экологии.
- Непомерные аппетиты двигателя на бензин уже упоминались, а масло он "жрет" до 1 литр на 1000 км. Причем стоит раз забыть про масло и можно попасть на крупный ремонт, если не замену двигателя.
- Высокая стоимость - из-за того, что для изготовления мотора нужно высокоточное оборудование и очень качественные материалы.
Как все началось в Мазде.
1971 (RX - 3)
Началось всё с Mazda RX-3. За счёт этой модели компания Mazda громко заявила о себе как производитель. Недорогой, шустрый автомобиль за счёт меньшей массы (930 кг) и мощного РПД 12A (130 л. с.) разгонял машину до "сотни" за 8-9 секунд (для начала 70-ых вполне неплохо), также прославилась в автоспорте (одолев Nissan Skyline 2000 GT-R и пятое место в Bathurst 1000, уступив Холденам с V8) и пользовалась успехом у энтузиастов.
Помимо кузова купе, выпускался седан и универсал.
Технические характеристики Mazda RX-3
Тип кузова - купе, седан, универсал
Годы выпуска - 1971-1978
Тип двигателя роторный
Наименование двигателя (мощность л.с.) - 10A (105), 12A (125), 12B (130)
Привод - задний
Колесная база, мм - 2310
Длина, мм - 4075
Ширина, мм - 1595
Высота, мм - 1375
Снаряженная масса, кг - 930
1978
Именно этим временем датируется первое поколение Mazda RX - 7 (Savanna).
Работа над доступным спорткаром с роторно - поршневым двигателем началась в 1976 году , где проектом занимались - главный инженер Сумио Мочизуки, моторист Кеничи Ямамото и дизайнер Матасабуро Маэда.
Передняя подвеска - независимая типа MacPherson с стабилизатором поперечной устойчивости, задняя - неразрезной мост с механизмом Уатта на четырех продольных тягах.
Сверхкрутой управляемости не приходилось ждать, поэтому инженеры решили сосредоточиться на развесовке (которая составляла 50,7:49,3), благо ротор был компактным.
1981 год - рестайлинг модели. Появились - интегрированные бамперы вместо составных, широкий пластиковый молдинг на боковины, другое оформление задних фонарей. Плюс - только 5 ст. МКПП и 3 ст. АКПП, 4 ступенчатая механика больше не предлагалась.
FB
За счёт широкой географии продаж, RX - 7 имела множество модификаций. Например, в 1983 году появилась комплектация GLS для американского рынка, где машина получила дисковые тормоза по кругу и дифференциал повышенного трения LSD, а вместе с этим, независимо от комплектации мощность увеличилась на 10 л.с., а модель сменила внутреннее обозначение с SA на FB.
1984 год - последняя модернизация. Появился мотор 13B - RE (1.3 л, 135 л. с.) , а в Японии продавалась с турбированным 12A (1.2 л. , 163 л. с.)
1985 год - конечная для этого поколения. Тираж составил 474 тысяч автомобилей.
Технические характеристики
Объем двигателя, см³ - 1308
Двигатель - 2-х секционный ротор , распределенный впрыск (многоточечный)
Максимальная мощность, л.с./кВт - 135 / 99
Коробка передач - механика
Количество передач - 5
Тип привода - задний
Марка топлива АИ-95
Разгон до 100 км/ч ~ 8 сек.
Максимальная скорость - 200 км/ч
Снаряженная масса, кг - 1098
1985 (FC3S)
Итак, на дворе 80-ые , и как раз для 2-го поколения.
Если раньше первое поколение создавалось при вдохновении Lotus Elan , то теперь 2-ое - при Porsche 924/944. Выпускалась с учётом предпочтений американских покупателей, желавших комфорт и оснащение, но из-за этого стала менее спортивной.
Решено было разрабатывать новое шасси, где FC3S получила новую независимую заднюю подвеску DTSS на косых рычагах, суть в которой заключалась в том, что при прохождении поворотов на высокой скорости создавалось положительное схождение, которое минимизировало избыточную поворачиваемость и вероятность заноса. Помимо этого, дисковые тормоза всех колес, регулируемые амортизаторы AAS и реечный рулевой механизм вместо червячного. Дело только за мотором.
В Японии машина продавалась с турбо - ротором 13BT, отдача которого - 185 сил, в Америке - 13B-VDEI с электронным впрыском топлива мощностью 146 л.с. Позже появилась версия на 182 силы.
Заграничные издания (Motor Trend, Car and Driver) неплохо отозвались об этой машине. Если в первом случае - "Лучший импортный автомобиль 1986 года", то второй - десятка лучших машин года. И есть за что - тогдашняя модель стоила 19000 долларов и разгонялась за 7 секунд, больше чем Porsche 944 Turbo, да дешевле немецкого конкурента в 2 раза!
Кстати, разработкой РПД занимался Такахару Кобаякава, позже он станет главой североамериканского подразделения компании.
1988 год - появление кабриолета в модельной линейке RX - 7 (FC3S). Особенностью конструкции крыши этой модификации было то, что она состояла из двух частей – передней, металлической и задней, тканевой, которая имела заднее окно, оснащенное обогревом, а крыша складывалась автоматически, специальная ветрозащитная шторка защищала от сквозняка в салоне.
1989 год - Mazda форсирует двигатели для RX - 7. Так, атмосферник выдавал 160 л. с. и шли на экспорт, а турбо - версии развивали все 205 л. с. и исключительно для рынка Японии. Кстати, отличительная черта турбо - версии от "атмосферника" - воздухозаборник на капоте.
Последний год поколения - 1991 год. Тираж за это время составил 272 тыс. автомобилей. Кстати, лимитированные версии - Infiniti (600), GTU (1100) и юбилейная 10th Anniversary (1500 машин).
Технические характеристики
Объем двигателя, см³ - 1308
Двигатель - 2-х секционный ротор, турбированный, распределенный впрыск (многоточечный)
Расход топлива, л город / трасса / смешанный - 17 / 10.4 / 12.7
Максимальная мощность, л.с./кВт - 205 / 150,78
Коробка передач - механика
Количество передач - 5
Тип привода - задний
Марка топлива - АИ-95
Максимальная скорость, км/ч - 240
Разгон до 100 км/ч, с - 6.7
Снаряженная масса, кг - 1191
1991 (FD3S)
Уже начало 90 - ых , на двор выходит новое поколение.
Третья генерация вновь отошла от изначальной концепции. Дизайн автомобиля напоминает "межгалактический катер", что для своего времени считалось бумом (если не самый красивый автомобиль, то после 80-ой Супры). Экономика Японии взлетела вверх, поэтому третье поколение стало "быстрее, выше и сильнее" (в прямом смысле), покупатели не возражали.
Уже здесь 13B обзавёлся 2-мя турбинами Hitachi, системой последовательного турбонаддува и стал 13B - REW. Суть турбонаддува, его принципа работы такова: первый работает с 1800 об/мин, а второй - с 4500 об/мин, обеспечивая стабильный прирост мощности во всем диапазоне оборотов. В первые годы двигатель выдавал 255 - 265 л. с. , а с 1993 до конца производства, по джентльменскому соглашению, все 280 сил.
Кстати, поколение FD получило огромный список ограниченных выпусков - RZ (300 машин), R-II (350 автомобилей), Type RB Bathurst X (700 машин - красный салон и пр. доработки) , к 30 - летию - RS-R (? машин).
Третье поколение модифицировалось аж 5 раз - в 1993, 1995, 1996, 1998 и 1999 годах.
1999 год - значительный фейслифтинг, прекращается экспорт автомобиля. Из-за этого в каталогах часто можно встретить некорректную информацию о том, что именно в 1999 году в Японии началось производство этого автомобиля.
Самая редкий экземпляр - Mazda RX-7 Type-A Spirit R. Отличия - перфорированные тормозные диски, подвеска Bilstein, кованые диски BBS и специальный аэродинамический пакет, спортивные кресла Recaro и руль Nardi.
Производство RX - 7 закончилось в 2002 году. Тираж составил 88 тысяч автомобилей.
Технические характеристики
Объем двигателя, см³ - 1308
Двигатель - 2 - х секционный ротор, последовательный твин - турбо, распределенный впрыск (многоточечный)
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин - 280 / 206 при 6500
Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин - 314 при 5000
Коробка передач - механика
Количество передач - 5
Тип привода - задний
Марка топлива - АИ-95
Максимальная скорость, км/ч - 250
Разгон до 100 км/ч, с - 5,3
Снаряженная масса, кг - 1260
Полная масса, кг - 1480
Интересные факты
- В манге и одноимённом аниме Initial D, RX-7 FD3S управлял Кёйске Такахаси из команды Red Suns, а его брат Рёске ездил на версии второго поколения FC.
- На автомобиле Mazda RX-7 Доминик Торетто (Вин Дизель) участвует в уличных гонках в фильме "Форсаж". Также эта машина появлялась в фильме "Тройной форсаж: Токийский дрифт" — на ней ездил Хан Лю и его должник Шон.
-- Mazda RX7 присутствует в играх:
- The Need for Speed;
- Need for Speed: Carbon;
- Need for Speed: Underground;
- Need for Speed: Underground 2;
- Need for Speed: Most Wanted;
- Need for Speed World;;
- Need for Speed: Pro Street;
- Shift 2: Unleashed;
- Need for Speed: No Limits;
- Juiced;
- Street Racing Syndicate;
- Gran Turismo;
- Forza Motorsport;
- Midnight Club: Los Angeles;
- Forza Horizon 2
Дополнительно
Mazda RX-7 - характеристики, фото, видео, обзор
Все, что нужно знать о роторных Mazda серии RX - CARS.ru