После смерти Сталина поэзия в СССР вздохнула свободно. Появились новые имена: Дементьев, Рождественский, Вознесенский и др. В условиях относительной свободы было отреставрировано стилистическое наследие Маяковского. Стихи «лесенкой», стихи с использованием плакатной речи стали массовым явлением. Интересно, что первоначально стихотворения читали публично. И собирали стадионы. Конечно же, несмотря на критический пафос нельзя сказать, что поэты «шестидесятники» не были коммунистами.
Они верили в коммунистические идеи, но считали, что самое ужасное позади, и теперь социализм будут строить гуманно и свободно, ведь изначально Маркс не предлагал построить тоталитарное общество в нашем понимании, а, напротив, выступал за права и свободу выбора. Тема ужасной несвободы советского общества прозвучала в знаменитом стихотворении о «винтиках». Цитируя Ленина, назвавшего людей «винтиками государственной машины», поэт обвиняет советское общество в подавлении личности и презрении к ценности индивидуального разума. Как могли эти винтики «с грозным космосом побрататься?» Однако развитие науки в СССР – это не только космос, но и огромное поле для творчества и неиссякаемый источник вдохновения. И именно в это время Роберт Рождественский пишет стихотворение о любви, в котором главным лейтмотивом выступают не роза и не романтические голуби, нет… Провода и троллейбус, движущийся, влекомый по пути, не зависящему от его воли – вот новый символ эпохи! Грозные рифмы гремели до поры до времени, но с наступлением новой реакции, с окончанием «оттепели», выступления на стадионах запретили. И поэты ушли в камерную и «тихую» лирику. Идеальным образцом «тихой лирики» является творчество поэта Соколова. В нём есть, вопреки всем канонам соцреализма, сложная символическая образность. Он воспевал любовь и природу, в том числе и городскую, и любовь вместе с природой.
Середина двадцатого века – это расцвет ещё одного неповторимого жанра – бардовской песни. Этот процесс был общемировым. Поэты исполняли песни со сложным смыслом и продуманным текстом под несложную музыку, приятную, но, безусловно, играющую второстепенную роль. В песнях ранних бардов особой популярностью пользовалась тема походов, гор и дорог. Эта тема нашла своё отражение в песнях прекрасного дуэта Юрия и Ады Визборов. Эта знаменитая семья сложилась ещё в студенческие годы, и также бурно распалась, оставив после себя огромное наследие. Много у них песен – разлук, много песен о любви и нежности. Она написала ему песню «Ты моё дыхание», он ей – «Ты у меня одна». В то время блеснула песня Кукина «А я еду за мечтами». Именно этот дух – мечта о странствиях, мечта о лучшей жизни как таковая, питал эпоху. Позднее многие барды также обратились к социальной критике. Сегодняшним взрослым может, например, показаться, что советскому режиму абсолютно чужд мир криминала из песен Высоцкого, но это была жгучая реальность послевоенной поры, когда многие оставленные без присмотра дети и сироты становились бандитами и ворами.
Многие поэты оставили о себе память, благодаря тому, что их стихи вошли в песни к знаменитым советским фильмам. Такова, например, «Александра» из фильма «Москва слезам не верит». Поэт Сухарев написал основную часть текста, которую успешно вмонтировали в начало фильма. Однако финальные титры были слишком длинными для этой короткой песни, и, по стечению обстоятельств, дописывать песню доверили Юрию Визбору. Именно ему принадлежат слова о Садовом кольце, ставшем «обручальным». Белла Ахмадулина также сыграла свою роль в создании музыки. Именно её стихи звучат в песне «По улице моей который год» из фильма «Ирония судьбы». В СССР она практически не печаталась из – за сложного и иносказательного языка. Она умела увидеть необычное в обыденном и придавала чуть ли не космический масштаб вечеру в заброшенном доме, и даже игре в снежки. Ещё одним ярким советским поэтом был Аронов, известный лишь ироничной, забавной песней «Если у вас нету тёти». А между тем этот поэт – серьёзный, практически мистический лирик.
Вторая половина двадцатого века – настоящий расцвет стихотворного творчества в СССР. Окуджава, Визбор, Высоцкий и другие великие гении оставили свой след и выразили оптимизм новейшего времени, веру в человека, его разум и, конечно же, веру в его безграничное и бескрайнее творческое воображение…