Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз …
А.С.Пушкин «Медный всадник»
Начало
В самом начале финские сани, конечно, не были развлечением, а имели сугубо практическое применение и использование – самое удобное средство передвижения в снежный период – они не требуют особого ухода и специальной тягловой силы (кроме самого ездока), за которой, в свою очередь, тоже надо ухаживать, на них можно перевозить грузы или пассажиров, за них можно просто держаться на скользкой дороге.
Считается, что торжественное шествие финских саней по миру началось из местечка под названием Jämtland на севере Скандинавии. Отсюда финские сани «покатили» в Финляндию, Эстонию, Россию и дальше на восток. В 1882 году спортивная газета в Стокгольме писала об удивительном транспортном средстве «ногами вперед». В 1889 году в Стокгольме капитан Виктор Бальк основал первый клуб финских саней в мире.
Основатель финского клуба любителей катания на финских санях (1891 год г. Оулу, Финляндия), полковник Эдвард Фурухайелм активно популяризировал использование финских саней, требуя от своих подчиненных, чтобы они во время увольнительных добирались до родных мест именно на финских санях. Именно он организовывал первые гонки на финских санях среди своих солдат. Наиболее известная гонка на длинные расстояния на финских санях была организована в 1891 году по маршруту Стокгольм-Упсала и Стокгольм-Södertälje-Стокгольм. В 1901 году финские сани были даже введены в качестве официального вида спорта для зимних спортивных игр — крупнейшего фестиваля зимних видов спорта в те дни. А к 1906-му году в Финляндии финские сани вошли в состав основных видов зимнего спорта, наряду с беговыми лыжами и коньками.
Гонки на финских санях проводятся и сегодня. Наиболее известные соревнования по ледяным гонкам на финских санях проходят ежегодно в рамках чемпионате мира в городе Multia.
Россия (Российская империя)
В Россию финские сани пришли из Скандинавии и стали популярны не только в Дачных пригородах, но и в крупных городах.
В начале 20 века в Петербурге финские сани (вариация на их тему) использовались для перевоза по льду Невы в креслах с одного берега на другой.
Как только лед на Неве становился прочным, его расчищали, заливали водой, и получалась ледяная дорога. В снежные отвалы по сторонам такой дороги зачастую втыкались молодые елочки. На обоих берегах возводились павильоны для касс и залов ожидания. Главные перевозы действовали от Сенатской площади (площадь Декабристов) до Васильевского острова и от Гагаринской набережной (Кутузовская набережная) на Выборгскую сторону. «Извозчиками» или, как их называли, «каталями» были дюжие молодцы (обычно человек 15-20 на маршруте), к валенкам которых были прикручены полозья коньков. Зачастую санями служили старые кресла, поставленные на полозья, или это могли быть грубо сколоченные стулья.
«Кресло было деревянное, одноместное. За спиной седока шел человек на коньках и толкал кресло вперед. Пользовались такими креслами преимущественно женщины с ребенком. Маленького ребенка брали на руки, а побольше – стоял рядом с сидевшей женщиной. Для таких кресел была расчищена трасса на льду»
(Из книги «Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга начала XX века» Л.Л.Урлаб, П.А.Пискарев)
Катали перевозили горожан с одного берега на другой за пятак, а мальчишки - за пятачок, а то ещё дешевле. Днем катали работали на хозяев, ночью – на себя.
«Во многих местах бедных люд промышлял тем, что перевозил людей через Неву по специальным ледяным дорожкам в двухместных креслах, примитивно сколоченных. Было жаль смотреть на человека, который тяжело дыша, быстро бежал на коньках, толкая перед собой санки с пассажиром, иной раз с двумя. Это были своеобразные рикши. Они обычно работали от хозяйчика, часто арендатора лодочных перевозов, переключавшихся на зиму на это доходное дело»
(Из книги «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев» Д.А.Засосов, В.И. Пызин)
Финские сани в Петербурге использовались не только по своему прямому назначению – в качестве транспортного средства, но и как развлечение и приятное времяпрепровождение на свежем морозном воздухе.
Не только Петербург и север России были покорены финскими санями. Например, в Риге финские сани были настоящим видом общественного транспорта на ледяных улицах. Они назывались «Stoßschlitten», дословно «толкальные санки». Много раз пытались взять под городской контроль работу извозчиков на коньках: им раздавали номера с лицензией, утверждали таксу в 10 копеек с человека и по 5 с каждого следующего; обязывали предоставлять одеяла пассажирам (от холода), но на деле это мало кто контролировал.
В Дачных местностях финские сани были безусловными фаворитами. На прогулку, в гости или лавку, да и просто по территории Дачи – только на финских санях.
Финские сани в Загородном клубе «Дачники.»
Загородный клуб «Дачники.» возрождает традиции катаний и путешествий на финских санях и предлагает своим небольшие прогулки или гонки по территории клуба или неспешные путешествия по полям и лесам вокруг «Дачников.». Маршруты Терренкуров, разработанные Загородным клубом «Дачники.», вполне подходят для маршрутов путешествий на финских санях!