Читал я как-то про зарождение немецкой чистоты, которой сейчас так любят восхищаться. Пересказывать долго. Смысл в том, что в очень давние времена, ежели не убрал подведомственную территорию, то сосед, поставивший тебя на вид, её забирал. Скажем, кнут такой.
И вспомнилась мне другая категория мотивации, вида пряник.
На собственном примере.
В не такие дальние времена, довелось мне с коллективом от Дворца пионеров, города Воркута, дислоцироваться летом в лагерь труда и репетиций.
Расположен он был в селе Фонтанка, Одесской области, Украинской Советской Социалистической Республики.
Народу нас было не очень много. Духовой оркестр, пионерский ВИА, и кружок танцев (до сих пор вспоминаю красоту воркутинских посетительниц кружка танцев). Расположили нас на втором этаже здания общежития. В номерах было по 4 пионера. Состав, надо сказать, был хоть и из дворца пионеров и школьников, но чересчур разносторонний в плане быта и свободы. Поэтому дополнительно к работе днем на колхозных полях и репетициям после работы, время от времени воспитательский состав устраивал разное. А потом результаты этого разного выносилось на всеобщий сбор, под названием «линейка», в целях недопущения такого в дальнейшем.
И вот на одной такой линейке, где пионеры построены по кругу, а трое руководителей-воспитателей держат перед ними строгий доклад, после объявления числа подсчитанных окурков спрятанных под матрасами, а у особо продвинутых сигаретных пачек и прочего, зашел рассказ о гигиене.
Причем это был не рассказ, а наглядное пособие.
Один из воспитателей, дождавшись окончания предыдущего разбора, вынул руки из-за спины и с комментарием «а вот это само за себя говорит о вашей гигиене», поставил на середину носок.
Именно поставил.
И он стоял.
Сдерживать смех было очень трудно, но все старались.
Когда под порывом ветра верхняя часть сломилась, а нижняя осталась стоять, сдерживать смех ни для кого не осталось возможным. Хоть все и пытались его подавить по-всякому. Но, согласитесь, это было очень трудно.
Итогом этого стало объявление конкурса на самую чистую комнату, к следующему дню. Призом самой чистой комнате был обещан торт. Не думаю, что повелись из-за торта. Просто сам процесс соревнования был увлекателен. В нашей, были раз пять переставлены нами кровати в процессе вымывания полов, протирки неоднократно пыли и хоть по возрасту никто и близко не мог служить даже в суворовском училище, отбиты кровати.
В общем, приз получила наша четверка. Мы сильно загордились, зазвали к себе на торт всяких танцовщиц. И на этом мотивация в виде пряника куда-то вместе со съеденным тортом испарилась. Буквально через неделю приехавший за мной папа, скрипя по песочному полу туфлями, сказал нам, очень подбирая интеллигентные слова, следующее: парни, ну так нельзя.