Найти тему

Конвертоплан: как скрестили самолет с вертолетом

Оглавление

Полководцы всех стран постоянно стремились заполучить себе самое лучшее оружие: либо в разы превосходящее имеющиеся у противника аналоги, либо и вовсе не имеющее аналогов. Весьма нередко такие пожелания падали на очень благодатную почву, поскольку инженеры-конструкторы тоже регулярно стремились выйти за рамки обыденного.

Правда, не всегда симбиоз идей заказчика и разработчика превращался в работоспособный образец, который поступал на вооружение – иногда идеи генералов в буквальном смысле находились на грани фантастики (или даже за этой гранью). Но если такое все же происходило, то результат получался действительно потрясающим воображение.

Причем нередко подобные разработки, имевшие огромный потенциал, достаточно быстро переходили с военной службы на гражданку: достаточно вспомнить хорошо знакомую всем историю о том, как появился Интернет (для тех, кто не знает – эти идеи и технологии родились первоначально в недрах Пентагона).

Конвертопланы «Оспри» оказались незаменимы в ходе операций в Афганистане и Ираке (U.S. Marine Corps Photo by Sgt. Tammy K. Hineline / www.marines.mil)
Конвертопланы «Оспри» оказались незаменимы в ходе операций в Афганистане и Ираке (U.S. Marine Corps Photo by Sgt. Tammy K. Hineline / www.marines.mil)

Одной из таких фантастических идей, на протяжении нескольких десятилетий занимавшей умы военных и авиаконструкторов многих стран мира, было желание совместить «в одном лице» два совершенно разных по идеологии и конструкции летательных аппарата – самолет и вертолет.

От первого генералы хотели взять высокую скорость полета и большую боевую нагрузку, одновременно устранив его недостатки – неспособность работать с небольших площадок и гибко менять профиль полета. Под последним понимается невозможность самолета совершать вертикальные взлет и посадку (кроме редких, специально созданных для этой цеди изначально образцов), а также выполнять висение, летать боком и пр.

От вертолета же планировалось заимствовать его способность совершать взлет и посадку с ограниченных по размерам площадок, в том числе плохо или совсем необорудованных, а также возможность совершать полет по гибкому профилю – вертикальные взлет/посадка, висение, а иногда еще и полет боком. Да, некоторые винтокрылые машины и такое могут делать!

Получить в свое распоряжение такой гибридный летательный аппарат для военных означало существенно повысить боевой потенциал войск, в особенности в ходе проведения разведывательно-ударных и десантных операций, а также для обеспечения действий своего спецназа.

Кроме того, подобная машина могла весьма пригодиться и на «гражданке»: взлет с ограниченной по размерам площадки по-вертолетному и стремительный полет на маршруте по-самолетному, да еще и с возможностью выполнять висение в назначенной точке, сулил ряд серьезных преимуществ в различных областях применения: перевозка людей и грузов (особенно в удаленных и транспортно-неразвитых районах), почтовая и курьерская служба, выполнение поисково-спасательных и медико-эвакуационных операций и пр.

В конечном итоге, после многократных попыток такой уникальный летательный аппарат, который иногда классифицируют как «преобразуемый» или «гибридный», авиаконструкторам создать все же удалось. Мы с вами знаем его сегодня как «конвертоплан».

Американские морпехи отрабатывают действия по переброске гаубиц M777A2 с помощью конвертопланов MV-22 «Оспри» (U.S. Marine Corps photo by Lance Cpl. Ashton Buckingham / www.marines.mil)
Американские морпехи отрабатывают действия по переброске гаубиц M777A2 с помощью конвертопланов MV-22 «Оспри» (U.S. Marine Corps photo by Lance Cpl. Ashton Buckingham / www.marines.mil)

Однако успех пришел далеко не сразу – потребовалось более полувека, чтобы создать образец, полностью удовлетворяющий требованиям заказчика и готовый к крупносерийному выпуску.

Попытки создания таких машин предпринимались еще в 1920-е годы (да, да, конвертоплану уже, можно сказать, «на днях» исполняется 100 лет!), но на вооружение первый серийный летающий трансформер – американский конвертоплан V-22 «Оспри» (Osprey) – поступил только в 2007 году.

Причем и у «Скопы», как переводится название этой машины с английского, судьба оказалась отнюдь непростая: с момента первого полета, состоявшегося 19 марта 1989 года, до поступления на службу в Вооруженные силы США прошло почти 20 лет!

Зато на сегодня выпущено уже около 400 машин этого семейства, а имеющихся заказов авиастроителям хватит на годы усердной работы.

MV-22 "Оспри" доставляет груз на стратегический ракетоносец "Генри М. Джексон" типа "Огайо" (U.S. Navy video by Mass Communication Specialist 1st Class Devin M. Langer / Официальный аккаунт ВМС США на Youtube)

О том же, какие бывают конвертопланы по своей конструкции, а также о наиболее интересных проектах из семейства этих летающих трансформеров будет рассказано в серии последующих материалов.

Еще по теме:

Конвертопланы: поворотное крыло или поворотные винты - что лучше?

Спасибо за время, потраченное на прочтение статьи!

Поддержите канал и автора подпиской и лайками!

Ваши лайки и подписка - лучший мотиватор для автора делать новые статьи лучше и чаще!