Вот я подошла к теме сохранения родного языка в иноязычной среде.
Старшие дети, которым сейчас 22 и 21 год, которые приехали в Великобритании в возрасте 2,5 и 1,5 лет, по-настоящему двуязычны, свободно и без акцента говорят на русском языке, читают классиков и пишут сносно даже для носителя русского языка, хотя в письменной речи особенно заметны стилистические шероховатости. Но доминирует все же английский язык.
Существует схема сохранения родного языка в иноязычной среде: OPOL one parent one language,для смешанных браков: один родитель, один язык или OSOL one situation one language, одна ситуация, один язык.
Воспитывая двух старших детей, я была категоричной.
Сохранение и приумножение русского было аксиомой, оно не обсуждалось.
И только воспитывая третьего, я поняла, что у нашего успеха со старшими была такая бездна факторов и благоприятных условий, что о таком и мечтать не приходится.
1. Неработающая мама.
2. Мамины и папины установки.
3. Мамино педагогическое и лингвистическое образование и умение и желание работать с детьми.
4. Отсутствие отвлекающих факторов в виде интернет- тусовки.
5. Отсутствие ТВ.
6. Дети- погодки.
7. Постоянные поездки в Россию на долгое время, на три-четыре месяца.
8. Сильный дружный клан в России. Харизматичные бабушки и дедушки, любимейший дядя, близкий по возрасту, который во многом определил вектор развития взглядов на жизнь племянников.
9. Детская среда в России - лето проводили в деревне, где отдыхали москвичи, всевозможные отличники, которые подавали пример. Утром было бесполезно выходить гулять: вся деревня занималась русским и математикой. Мои присоединялись к другу, чья бабушка заставляла их писать диктанты наравне с внуком. Даже прописи им выдавала. Поклон бабушке Вале!!!!
10. Мы никаких усилий и средств не жалели на русский язык. Каждое лето привозили чемодан книг на русском языке. Прописи, CD, DVD, буквари, плакаты, говорящие игрушки, игры на русском.
11. Мамина творческая натура. Кукольные постановки, словесные игры, писали с детьми сказки на русском языке, я начну, они продолжат. Как вспомню, сидим со старшими и играем в письма. Один из нас полицейский, другой к нему обращается, третий почтальон. Как старший написал полицейскому: У нас подкрадываюца бандиты
Прияжяйте скорее.
12. Лингвистические способности детей.
13. Сознательность и мироощущение детей, которые хотели заниматься русским языком.
продолжение следует