Найти тему
Миг Вечности

Русский орнамент - свидетель далёкой древности

Оглавление

О духовном и умственном развитии общества и человечества в целом свидетельствует культура. Она подразумевает длительный процесс обучения, образования, воспитания. Вместе с тем, культура — это накопленные знания, традиции, обычаи и формы поведения. Чем развитие в духовном и интеллектуальном плане народ, тем больше произведений искусств он способен создать.

Наиболее древним из всех видов искусств по праву можно считать народную вышивку. Украшая узорами полотно, мастерицы вкладывали в них не просто своё вдохновение, но и сакральный смысл, так как символы - это информация. В основе их лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём.

Если правильно применить символ, можно достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

Данная русская традиция была широко распространена и, пройдя через века, мало подверглась изменениям.

Например, в книге К. Прохорова " Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной" мы находим образцы тканей с геометрическими узорами и изображениями животных и растений, относящиеся к началу 11 века.

Наиболее распространенные символы в орнаменте - цветы и звёзды с восьмью лепестками или лучами.

И это совсем не случайно. Ведь восемь или осьмица, что означает ось, является древнейшим символом. Его называют ещё Алатырь или Крест Сварога. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной.
Знак Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.

-3

Русский орнамент как знаковая система

Искусство вышивки на Руси имеет очень глубокие корни. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. Уже с восьми-девяти лет девочки под руководством своих матерей начинали осваивать это мастерство, готовя себе приданое к свадьбе. Мотивы узоров передавались из поколения в поколение.

Всё имело значение в вышивке: каждый элемент, каждая линия и даже, казалось бы, «случайные» ошибки вышивальщицы. Орнаментальным знакам русской вышивки всегда приписывались магические свойства. Построенные в соответствии со строгой геометрией и законами симметрии, узоры обладали, как считалось, большой силой. Они защищали человека, будучи вышитыми на его одежде, а вырезанные на наличниках, защищали его жилище. Предметам, покрытым орнаментом, всегда придавался ритуальный характер.

Хранительницей обрядов в русской деревне были женщины. Именно они должны были обеспечить благополучие семье.

На Руси существовала даже обрядовая песня, говорящая о том, что орнамент можно читать как книгу мудрости:

"Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили: и читать, и писать, и узоры вышивать"

Не зря, многие историки, этнографы указывают на то, что русский геометрический орнамент– это своеобразное письмо, вязь, ткань.

Ткань - от ткать. Ткачихи ткали на ткацком станке, соединяя нити в последовательную структуру. Отсюда в вышивке - связная и полная последовательность знаков. Об этом пишет П. В. Макагонов в своей замечательной книге " "Русский традиционный орнамент как знаковая система"

П. В. Макагонов "Русский традиционный орнамент как знаковая система"
П. В. Макагонов "Русский традиционный орнамент как знаковая система"

Из книги:

"Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал:

«Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства»

Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать», а «строчить письмо» значило вышивать строкой.

На санскрите слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь»

Считается, что символы, составляющие орнаментальные комплексы являются идеограммами, то есть знаками, отображающими некую идею, какой-то образ. В символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания.

Код языка в основе орнамента

Геометрический орнамент строился не только исключительно на принципах симметрии, он включает в себя достаточно разнообразный арсенал способов построения сложных конструкций.

Основа сложнейших геометрических построений - свастика. Являясь по сути солярным (солнечным) знаком, свастика олицетворяла собой верховное божество, а также жизненную силу человека, его душу.

В русской традиции набор названий свастики довольно широкий: «ковыль», «ярко», «кривонога», «ключ» (родник), «гуськи», «чертогон», «жгун», «вращун», «огнивец» и так далее.

Но кроме свастики русская вышивка представляет собой многообразный сложный набор знаков и целых смысловых текстов, ожидающих расшифровки и осмысления.

Наиболее архаичные рисунки-схемы распространены в Архангельской и Вологодской областях. Оттуда искусство геометрической вышивки распространилось в южные районы, вплоть до Греции и Индии.

Многие учёные в ходе своих исследований пришли к однозначному выводу, что прародиной всех индоевропейцев является Север Восточной Европы.

Этнограф и искусствовед Светлана Жарникова доказала, что диалектные формы русского языка на русском Севере не просто происходят к санскриту, но это и есть чистый санскрит.