Самый известный и популярный библейский текст современности - Иоанна 3:16 - судя по всему, создаёт контекст, который может разобраться с ещё одним понятием, которое используется неправильно - это рождение свыше*. Этот термин используется Иисусом Христом при разговоре с израильским учителем, фарисеем Никодимом, который ночью приходит, чтобы засвидетельствовать своё почтение Ему, как пророку Божьему. Но вместо похвалы за его проницательность он получает серьёзный вызов полностью изменить свою жизнь (подробнее об этом в нашей недавней статье). Однако, два известных объяснения, что "рождение свыше", а также "рождение от воды и Духа" - это либо христианское крещение, либо момент личного покаяния перед Богом не выдерживают никакой критики, так как контекст об этом не говорит.
Прочитаем весь текст, чтобы понять, где находятся рассматриваемые термины и выражения.
Иоанна 3:1-21
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Во-первых, Евангелие от Иоанна, как и другие Евангелия, в своём повествовании явно указывают, что Иисус повторяет путь израильского народа за исключением того, что Господь проходит этот путь без отступлений от Бога. Можно вкратце упомянуть следующие события: рождение в земле обетованной, бегство в Египет, возвращение из Египта, переход через Красное море (крещение в Иордане), искушение в пустыне и т.д. Более того, Бог непосредственно называет Израиль Своим сыном, первенцем, точно так же именуется Иисус. Непосредственно Иоанн перед разговором с Никодимом цитирует Исаию, пророческую книгу, в которой раскрывается значение Мессии в истории Израиля, сам Никодим упоминает о чудесах, которые может творить великий пророк Божий подобный Моисею, ночь типологически отражает последние суды Божьи над Египтом перед выходом израильтян - тьма и гибель первенцев.
На ночи остановимся подробнее - во всех трёх ситуациях, где упоминается Никодим, говорится и о ночи: Иоанна, глава 3, 7:50 (Никодим против осуждения Иисуса без разбирательства); 19:39 (Никодим с Иосифом приходят похоронить Иисуса). Более того, с ночью связаны момент предательства Иуды и Петра на рыбалке после воскресения Христа, отречение Петра также произошло ночью. Интересно, что Иисус использует ночь как образ, связанный с концом времён. В то же время, Иисус говорит о том, что Он - свет, который побеждает ночь и тьму. В день смерти на кресте всю землю покрыла тьма, но это была тьма, которая привела к свету для всех народов. Выходя ночью из Египта, Израиль должен был проявить веру, чтобы войти в Землю Обетованную, но многие не смогли и погибли из-за этого, потому что не пили из духовной скалы, которой сокровенно и тогда был Христос (1 Кор.10:4). Теперь же Он был явлен сначала израильтянам, и Никодим, как один из них, должен был увидеть это.
Следовательно, и образ рождения свыше, рождения от воды и Духа - это не просто вырванная из контекста тема, это продолжение темы Исхода, которая повторяется с приходом Мессии. Версия о христианском крещении не может быть признана верной, хотя бы потому, что в стихе 10 Иисус упрекает Никодима, что он не понимает происходящего, хотя он учитель израильский. Мог ли Иисус делать это по поводу ритуала, который ещё не был установлен?
Что касается рождения как личного покаяния, то язык Христа не подходит и к этой версии - он несколько раз говорит "вы", "должно вам родиться свыше", "если кто..." (не "если ты"). Также версия, что рождение от воды - это физическое рождение, а от Духа - духовное, не может быть признана достоверной, так как отрезает путь к спасению всем нерождённым, погибшим в утробе детям, да и по контексту было бы странно говорить фарисею, что нужно родиться, это и так очевидно.
Всё встаёт на свои места, если предположить, что Иисус говорит с Никодимом о переосмыслении Царства Божьего от национального израильского до всеобщего для всех народов посредством Мессии. Когда пришёл Иисус, уже недостаточно просто родиться израильтянином или присоединиться к израильскому обществу, нужно услышать голос Святого Духа, Который свидительствует о том, что Мессия сошёл на Землю, чтобы спасти все народы. Ин.3:16 является одним из аргументов, которые должны были повлиять на Никодима - уже не только израильтяне призваны, но весь мир призван к спасению через Иисуса Христа. Вся глава заканчивается этим всеобщим призывом к спасению: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную". Более того, после разговора с Никодимом начинаются крещения в Иудее, потом призываются самаряне, а потом Иисус возвращается в Галилею. Иоанн композиционно снова собирает Израиль в единое целое, где Иисус - Тот, Кто выше Моисея и всех пророков, новый путь к спасению. На переход также указывает то, что Иоанн Креститель передаёт свои достижения, славу и влияния Христу, как подтвердят Его превосходство на Горе Преображения Моисей и Илия и голос с небес, говорящий, чтобы теперь слушали только Иисуса.
Израильский народ был фактически рождён от воды при переходе через Красное море и должен был ждать Мессию, который даст им и рождение от Духа через веру в Него. Иоанн пишет об этом в первой главе своего Евангелия, говоря о детях по плоти и детях по духу. Иисус упрекает Никодима в том, что он как учитель израильский должен был бы увидеть в Нём не просто пророка, не просто учителя, но Мессию, о котором говорит Писание. В Нём исполнились все пророчества, в Нём закончилось время ожидания, Он будет вознесён израильским народом на крест как Моисей поднял змея на дерево - и это принесёт спасение всем. Иисус по человечеству вышел из Израиля, но как Бог Он сошёл с небес. Рождение свыше означает, что Израиль должен был принять Иисуса как источник спасения, послушать то, что Святой Дух говорит, чтобы не совершить хулу на Святого Духа, которая не простится ни в этом веке, ни в будущем.
Конечно, это не отменяет необходимости личного покаяния и крещения как просьбы к Богу о чистой совести, но об этом говорится во многих других текстах Библии, но не в 3-й главе Евангелия от Иоанна. Здесь же говорится о том, что актуально для каждого потомка Израиля - не просто физическое рождение в израильском народе, но и духовное рождение через веру в Христа.
*Для подготовки статьи были использованы следующие материалы:
Timoty D. Foster. John 3:5 Refining the people of God (ссылка)
Naked Bible podcast. Episode 330. The Exodus and John 3:5 (ссылка)
Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)
Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал, поддержите проект.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Реквизиты: (PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).
Страница на Patreon. (ежемесячная поддержка).
Поддержать проект: PayPal, (карта, телефон, Яндекс.Деньги) здесь.
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube, Instagram. Поддержать (зачем?) можно также на нашем сайте или здесь.