А вот и продолжение…
Первая часть для тех, кто не читал.
Сентябрь 1944, операция «Огород»… «- Стоооп! Какой ещё огород? А как жи Нормандияяяяя? Я ж В Калл оф Дути видел!» Объясняю. В операции «Нептун», она же высадка в Нормандии 1-я Дивизия не участвовала. Она была в резерве на случай усиления высаженных войск, если их будут теснить обратно в море. Но это так и не понадобилось. Как и всю Нормандскую операцию. Ни в июне 1944 на западе от Сен-Совер-ле-Виконт на усиление 82-й Воздушно-Десантной Дивизии США, ни в июле того же года в помощь 7-й бронетанковой дивизии для взятия города Кан. Тогда было разработано свыше десятка операций, в которых должны были участвовать британцы. Так и настал сентябрь горит убийца плачет. Сентябрь 1944.
Операция «Огород» была самой масштабной военно-воздушной десантной операцией в истории. 101-й и 82-й американская и 1-й британская воздушно-десантная дивизии в составе 1-й Союзной Воздушно-Десантной Армии высадилась на 70-километровом участке от Эйндховена до Арнема с цель удержания мостов, расположенных вдоль Шоссе 69 (так называемого Адского Шоссе). Самый дальний мост, который пролегал через Рейн в городе Арнем, был ключевой точкой операции, которая, по мнению союзников, позволила бы закончить войну к Рождеству 1944 года.
Майор Джон Даттон Фрост на тот момент был командиром 2-го парашютного батальона. 17 сентября 1944 года он возглавил сводный отряд приблизительно из 750 человек, которые приземлились в возле Остербека и вошли в Арнем. Отряд достиг и смог взять под свой контроль северный конец моста, практически не встречая сопротивления. Но в течение дня Фрост обнаружил, что его силы окружены 2-м танковым корпусом СС, что отряд отрезан от остальной части союзных сил, а связь со штабом потеряна. Вечером и ночью были предприняты попытки захвата южной оконечности моста, но они не увенчались успехом. На следующий день, 18 сентября, около в 09:00 колонна техники 9-го разведывательного батальона СС направился обратно в Арнем, так как в Неймегене она оказалась не нужна. Хотя немецким сила было известно о британских войсках на мосту, батальон попытался пробиться через него силой. В результате двухчасового боя колонна была разгромлена - половина бронетехники была уничтожена или подбита, а командир Виктор Гребнер погиб в бою во время штурма. Немецкие атаки продолжались по всему британскому периметру у Арнемского моста до конца дня, но англичане сдерживали натиск противника. Следующие сутки силы Фроста на мосту продолжали держаться, но без снабжения и подкрепления их позиции становились все слабее. Немцы, понимая, что атаки пехоты вряд ли устранят упорных защитников, начали систематически разрушать дома, в которых находились британцы, используя танки, артиллерию и миномёты. В отсутствие какого-либо прикрытия с воздуха со стороны союзников люфтваффе удалось нанести обстрел и оккупированным британцами домам. 20 сентября связисты сводного отряда наконец смогли установить связь со штабом дивизии, но получил неприятные известия, что подкрепления не планируется. Днём Фрост был ранен осколком миномётной мины, а вечером во время возникшего двухчасового затишья был взят в плен. Последние защитники моста держались до 5 утра 21 сентября.
Несмотря на достаточную известность, в культуре это сражение не получила большого размаха. Первым произведением стала книга пилота планера, участника операции, Луи Хагена «Arhnem lift» 1945 года. В том же году начались съёмки фильма «Их слава» (Theirs Is the Glory), где были использованы кадры, снятые в Арнеме во время сражения. Самым известными произведениями по теме являются книга Корнелиуса Райана «Мост слишком далеко» 1974 года и одноимённый фильм, снятый по книге в 1977 году. Роль Фроста в нём сыграл актёр Энтони Хопкинс. Также, в игре «Medal of honor: Frontline» есть миссии, посвящённые Голландской операции, в том числе, один уровень в Арнеме.
После пленения Джон Фрост содержался в Офлаге IX-A/H в замке Шпангенберг. Позднее был переведён в госпиталь в городе Обермассфельд, где и был освобождён американскими войсками в марте 1945 года. 20 сентября 1945 года за бои в Арнеме был награждён специальной планкой к ордену «За выдающиеся заслуги».
В армии Фрост остался и после войны. Командовал Боевой Школой 1-й Воздушно-Десантной Дивизии вплоть до расформирования дивизии. Возглавлял свой 2-й батальон, который уже входил в состав 6-й дивизии. Окончил Штабной Колледж Кемберли и стал офицером Генерального Штаба 2-го ранга. После командовал различными подразделениями вплоть до 1968 года, когда в звании генерал-майора вышел в отставку.
Джон Даттон Фрост умер 21 мая 1993 года и был погребён на кладбище Милленд, Западный Сассекс, Великобритания.
З.Ы.
Кстати, в Арнеме планируют построить ещё один автострадный мост, и назвать его в честь Станислава Сосабовского, ещё одного участника тех событий. Может, как-нибудь и о нём поведую.
******
Литература:
1. Корнелиус Райан «A bridge too far»
2. Джон Фрост «A drop too many»; «Nearly there»
3. Дэвид Рольф «The Bloody Road to Tunis: Destruction of the Axis Forces in North Africa»
4. Алябьев Александр Николаевич «Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика. 1939-1945»
5. Дон Миллер «Коммандос: Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений»
6. Ненахов Ю. «Войска спецназначения во второй мировой войне»